Россия «замораживает» проект трубы Бургас – Александруполис до лучших времен До смены руководства Болгарии
Российская трубопроводная компания «Транснефть» намерена перевести проект строительства трубопровода Бургас – Александруполис в «спящий» режим. Основная причина – противодействие болгарского руководства, всеми правдами и неправдами блокирующее начало работ по нему. Уже в октябре-ноябре проект будет заморожен до лучших времен, сообщил вице-президент российской компании Михаил Барков. На реализацию проекта можно будет надеяться, лишь когда в Болгарии сменится руководство, пишет сегодня «РБК daily».
Пока же Россия начала разрабатывать альтернативные проекты. В частности, рассматривался вариант участия «Транснефти» и «Роснефти» в проекте Самсун – Джейхан, который предназначен для транспортировки нефти по суше в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Однако, по словам Баркова, переговоры по этому трубопроводу тоже заморожены, так как «Транснефть» считает его экономически невыгодным, хотя с экологической точки зрения более безопасным.
Впрочем, опрошенные изданием эксперты указывают на то, что проект Бургас – Александруполис предполагает диверсификацию маршрутов и снижает зависимость от Турции. Последняя активно наращивает свое влияние на нефтегазовом рынке Европы, замыкая транспортные нефтяные и газовые маршруты. В этом отношении альтернативный проект Самсун – Джейхан, напротив, усиливает зависимость от Турции, говорит ведущий эксперт ООО «Инжиниринговая компания «2К» Сергей Воскресенский, которого цитирует газета.
Строительство 282-километрового трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис должно было обеспечить поставки российской нефти в греческий порт Александруполис через территорию Болгарии, минуя турецкий Босфор.
Прежнее правительство Болгарии, заключившее в начале 2008 года соглашение с Россией о сооружении трансбалканского нефтепровода, утверждало, что проект ориентировочной стоимостью 1 млрд евро представляет для Болгарии стратегическую важность и позволит создать в стране ключевой энергетический узел Европы. Однако нынешний кабинет министров во главе с Бойко Борисовым считает, что проект недостаточно выгоден, поскольку на долю Болгарии будут приходиться лишь транзитные платежи от транспортировки российской нефти.
Как сообщал «Новый Регион», в начале 2011 года российская сторона уже заявляла о своем возможном выходе из проекта Бургас – Александруполис и вхождении в альтернативный проект нефтепровода Самсун – Джейхан. Впрочем, по оценкам аналитиков, эта труба едва ли станет альтернативой: стоимость транспортировки нефти морем составляет $2 за тонну, по трубе Бургас – Александруполис $7-8, поставка тонны нефти по трубе Самсун – Джейхан обойдется, по расчетам, предоставленным Турцией, в $22-25 за тонну.
В начале июля глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что компания намерена в ближайшее время рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с Болгарией по проекту нефтепровода Бургас – Александруполис. По его словам, действия болгарской стороны являются оскорблением – партнеры так не поступают.
«Я расцениваю как оскорбление нашей позиции (со стороны Болгарии), так партнеры не поступают, мы не можем до бесконечности финансировать этот проект (Бургас – Александруполис), в ближайшее время будем ставить вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с болгарской стороной», – заявлял Токарев.
Он также сообщил, что «Транснефть» изучает возможность строительства нефтепровода в обход Болгарии.
Глава российской компании напомнил, что «Транснефть» получила очередное уведомление от Болгарии по проекту нефтепровода Бургас – Александруполис. Токарев назвал его совершенно надуманным. «Просто уже смешные предлоги, которые, честно говоря, невозможно рассматривать, потому что они на грани оскорбления», – отмечал глава «Транснефти».
Стоит отметить, что российские компании в последнее время испытывают серьезные проблемы в Болгарии. В настоящее время начинается судебная тяжба между российским «Атомстройэкспортом» и болгарской Национальной электрической компанией (НЭК) по строительству атомной электростанции «Белене», проект которой также находится в фактически замороженном состоянии. Компании направили в адрес друга иски на сумму порядка 60 млн евро.
Ранее болгарские власти инициировали отзыв лицензии у единственного в стране нефтезавода «Нефтохим», который принадлежит российскому «Лукойлу». Судебная тяжба по этому вопросу продолжается. Хотя «Лукойл» восстановил лицензию через суд, Таможенная служба Болгарии не оставляет шансов опротестовать это решение.
Пока Болгария остается в числе участников еще одного масштабного проекта – «Южный поток». Однако переговоры по этому направлению полностью не завершены. Один из главных вопросов, который завис, – снижение цен на российский газ для Софии. При этом София уже заявила, что в ближайшее время откажется от покупки российского газа в нынешних объемах, сократив до минимума.
Ссылки по теме:
Россия проиграла нефтяную войну на Балканах /// Проект нефтепровода Бургас – Александруполис доживает последние дни >>>
Россия vs Болгария. Новое обострение на экономическом фронте /// Болгарская НЭК направила встречный иск российскому «Атомстройэкспорту» >>>
Россия готова отказаться от атомного проекта в Болгарии /// Официальный выход из АЭС «Белене» может состояться в ноябре >>>
Москву выдавливают с Балканского полуострова /// Россия может лишиться еще одного крупного проекта в Болгарии >>>
Нефтяная война Болгарии и России вновь обостряется /// София пригрозила остановить бургасcкий НПЗ «Лукойла», в ответ – взвинчены цены на топливо >>>
Москва – София, Андрей Романов
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».