«Уралкалий» меняет Керимова Чтобы помириться с Белоруссией
Российский производитель «Уралкалий» до конца месяца может поменять собственника: вместо сенатора-миллиардера Сулеймана Керимова, против которого в Белоруссии возбуждено уголовное дело по обвинению с причинении крупного ущерба республиканской экономике, владельцем компании может стать Владимир Коган. Эта сделка может вернуть в мирное русло отношения Москвы и Минска, пишет газета «Коммерсантъ».
Издание отмечает, что на долю Керимова в «Уралкалии» (21,75%) уже начал выкупать Владимир Коган. Сумма сделки может составить более $4 млрд, хотя собеседник агентства «Прайм» называет более скромные $3,7 млрд, что ненамного выше текущих котировок «Уралкалия». Сам господин Керимов рассчитывал получить за свой пакет около $4,5 млрд.
В «Нафта Москва» Сулеймана Керимова и в «Уралкалии» ситуацию не комментируют. По данным источников «Ъ», часть платежей уже проведена, а окончательно сделка будет закрыта до конца месяца. Адвокат Александр Добровинский уточняет на своей странице в Facebook*, что сделка оплачена на 20%.
Сообщается, что финансировать покупку господин Коган будет из собственных средств и за счет кредита Сбербанка. В пятницу глава банка Герман Греф отказался обсуждать предоставление средств господину Когану, но не опроверг это, отметив лишь, что «мы никогда не комментируем незавершенные сделки».
Из состава акционеров могут выйти еще два инвестора, покупавшие доли вместе с Сулейманом Керимовым,– Анатолий Скуров (4,8%) и Филарет Гальчев (7% акций).
О том, что Владимир Коган хочет купить долю в «Уралкалии», впервые сообщил господин Добровинский на прошлых выходных. С тех пор среди претендентов назывались также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев и владелец россошанских «Минудобрений» Аркадий Ротенберг. Вчера близкий к «Уралкалию» источник «Ъ» заявил, что в борьбу за пакет вступила «Роснефть». Эту информацию передало и РИА «Новости». Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил «Интерфаксу», что «калий пока не входит в периметр наших стратегических интересов». Но зато в круг стратегических интересов Игоря Сечина точно входит Белоруссия, а именно разрыв отношений «Уралкалия» и «Беларуськалия» стал причиной цепочки скандалов, которые в итоге привели к смене владельца российской компании.
Российско-белорусская калийная война началась в последних числах июля, когда «Уралкалий» объявил о прекращении сотрудничества с «Беларуськалием», и в первую очередь о прекращении совместных продаж удобрений через Белорусскую калийную компанию (БКК).
Между тем, самостоятельный экспорт стал только вершиной айсберга. Полностью изменилась вся маркетинговая стратегия «Уралкалия». Раньше компания экспортировала удобрения по принципу «цены превыше объемов» и предпочитала снизить загрузку мощностей, чем дать скидку потребителям. Теперь же «Уралкалий» заявил о наращивании загрузки мощностей до 100% и прогнозировал падение мировых цен до $300 за тонну, что почти на $100 ниже цены на конец июля.
Подлило масла в огонь то, что компания почти сразу после заявления о разрыве торговых отношений с Белоруссией подписала контракт на поставку в Китай 500 тыс т калия до конца года. В то же время у «Беларуськалия», являющегося одним из основных источников пополнения госбюджета, возникли проблемы со сбытом.
Истоки конфликта лежат еще в 2011 году, когда «Уралкалий» серьезно укрупнился, поглотив единственного российского конкурента – «Сильвинит». Это сделало компанию крупнейшей в мире и повлекло изменение пропорций продаж в рамках БКК, через которую стороны вместе работали на мировом рынке с 2005 года. Уже тогда Александр Лукашенко начал говорить о необходимости пересмотра отношений между Россией и Белоруссией в рамках совместного трейдинга калия. Усугубила проблемы плохая конъюнктура рынка минудобрений, а также экономические кризисы на нескольких крупных рынках сбыта.
До недавних пор оба игрока придерживались принципа удержания высокой цены в ущерб объемам. Они же определяли цену продаж калия в мире, так как он не торгуется на товарных биржах. Стоимость калия определяется исключительно путем договоренностей между поставщиками и потребителями. Они рассчитываются на базисах поставки FOB (free on board) в основных экспортных регионах и CFR (cost and freight) в основных импортных регионах. «Длинные» контракты заключают только два крупных потребителя – Китай и Индия (полугодовые и годовые соответственно).
До 2008 года цены на калий колебались довольно сильно. Так, за пять лет стоимость сырья выросла более чем в шесть раз, достигнув рекордных $1 тыс за тонну. Однако после кризиса 2008 года разница цен из года в год не столь существенная. Так, в 2010 году цены за тонну на разных точках поставки колебались от $315 до $430, в 2011 году – от $350 до $555, в 2012-м – от $460 до $550, а в 2013-м – от $375 до $445.
Сейчас «Уралкалий» ведет переговоры о поставках в Китай по $325 за тонну и чуть дороже – в Индию. «Беларуськалий», говорят собеседники «Ъ», пытается вести переговоры с потребителями примерно на том же уровне цен. Но если этот уровень выглядит вполне приемлемым для «Уралкалия» с его низкой себестоимостью продукции, то для ряда европейских игроков, а также «Беларуськалия», у которого выше затраты на производство, он уже близок к критическому. Даже «Уралкалий» готовится серьезно экономить, снизив объем инвестиций в наращивание мощностей до 2020 года с $5,5 млрд до $2,3 млрд. «Беларуськалий» же просто оказался в критической ситуации, о которой руководство компании официально сообщило в конце августа. Минск пошел на ряд мер поддержки одного из основных промышленных концернов и доноров бюджета, но главным в стратегии Белоруссии стал совершенно другой метод.
В конце августа в Минске был задержан и арестован гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинения в превышении полномочий (господин Баумгертнер возглавляет наблюдательный совет БКК). Также Минск выдвинул официальные уголовные претензии к Сулейману Керимову и еще четырем топ-менеджерам «Уралкалия», попросив Интерпол объявить всех в розыск (пока такого решения не принято).
После этого локальная калийная война вышла на политический уровень и неожиданно стала развиваться совершенно не в пользу «Уралкалия». Политический и экономический ответ России на арест и обвинения захлебнулся, толком даже не начавшись. Наоборот, бывший вице-премьер РФ и глава крупнейшей в стране государственной нефтекомпании Игорь Сечин на прошлой неделе демонстративно поддержал Белоруссию и лично Александра Лукашенко, заверив последнего в поддержке и сотрудничестве. В пятницу то же самое фактически сделал глава государственного Сбербанка Герман Греф: он нанес визит в Минск, встретился с господином Лукашенко, пообещал серьезные инвестиции белорусским предприятиям и, по сути, гарантировал реструктуризацию кредита на $1 млрд, выданного «Беларуськалию».
Все это происходило на фоне активных слухов о продаже доли Сулеймана Керимова в «Уралкалии». При этом несколько источников «Ъ» на рынке и Александр Добровинский утверждают, что после закрытия сделки господин Баумгертнер будет освобожден и останется на посту главы «Уралкалия». Более того, говорят собеседники «Ъ», в такой ситуации вполне вероятен возврат к совместной работе «Уралкалия» и «Белоруськалия».
Москва, Анастасия Смирнова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».