Шотландия и Великобритания в целом вступили в финальную гонку, цена которой – распад Соединенного Королевства. До референдума о независимости Шотландии осталось 99 дней, и накал страстей увеличивается с каждым днем и каждым новым выступлением политиков. Три основные партии Британии агитируют за сохранение союза. Правительство Кэмерона привлекло даже «тяжелую артиллерию»: президент США Барак Обамы дал шотландцам «дружеский совет» не пытаться выйти из состава страны – ключевого союзника Вашингтона.
На 18 сентября запланирован референдум о независимости Шотландии. В день голосования шотландцы будут опускать в урны бюллетени, на которых будет всего один вопрос («Должна ли Шотландия стать независимой страной?») и два варианта ответа («Да» и «Нет»). В историческом референдуме должны также принять участие 16- и 17-летние подростки.
Если инициаторы референдума победят, Шотландия уже к 2016 году станет полностью самостоятельным государством после более чем 300-летнего пребывания в составе Соединенного Королевства (Шотландия является частью Британии с 1707 года.)
Борьба между сторонниками независимой Шотландии и Великобритании подстегивается регулярными выступлениями политиков и отражается в динамике результатов социологических исследований. В целом по соцопросам, проведенным в последнее время многочисленными социологическими центрами по заказу крупнейших СМИ, жители всего королевства надеются, что шотландцы откажутся от идеи государственного суверенитета. В противном случае, уверена половина опрошенных, уже в первые пять лет после отделения граждане Шотландии очень пожалеют о своем решении.
Против независимости Шотландии высказались 68% респондентов в Англии и 59% в Уэльсе. Всего из 6078 принявших участие в опросе людей во всех трех исторических областях Великобритании 55% – за то, чтобы Шотландию сохранить, и только 15% – за то, чтобы ее отделить. Оставшиеся 30% не имеют мнения по этому вопросу, отмечает «Независимая газета».
Один из самых болезненных вопросов в дебатах об обретении независимости Шотландии – это необходимость отказа от фунта стерлингов как общей валюты государств. Министр финансов Джордж Осборн однозначно заявил о невозможности валютного союза с суверенной Шотландией, и опрос общественного мнения отражает поддержку этой позиции гражданами Соединенного королевства: Большинство англичан и валлийцев говорят, что в случае, если Шотландия все же выскажется за отделение, то она должна будет ввести собственную валюту.
Опрос NatCen Social Research показал уменьшение числа сторонников шотландской независимости среди англичан. Если в 2007 году их было 19%, а в 2011-м – 26%, то в 2013-м кривая пошла обратно вниз, достигнув точки в 21%.
Как ни странно, но на снижение сторонников независимости Шотландии в Британии влияет рост сепаратизма и национального самосознания англичан и уэльсцев. 81% англичан сегодня считают, что шотландские парламентарии не должны вмешиваться в вопросы, касающиеся исключительно Англии. На раннем этапе кампании за «сецессию» британские националисты считали разумным дать возможность шотландцам отделиться. В ходе развития английского националистического дискурса и под влиянием пропаганды «юнионистов» от трех ведущих политических партий Британии мнения относительно Шотландии сменились на противоположные. Сейчас уже 18% англичан считают, что у шотландцев не должно быть даже собственного парламента. И меньше половины готовы делегировать Эдинбургу дополнительные полномочия. При этом Жители Англии все чаще отказываются называть себя британцами: по данным газеты The Irish Times, сегодня только один из десяти говорит, что он «больше британец, чем англичанин».
Еще одним фактором, настраивающим англичан против расставания с шотландцами, стал евроскептицизм. Рост национализма в Англии и Уэльсе сопровождается ростом антиевропейских настроений в стиле «хватит кормить Брюссель». При этом шотландцы – гораздо меньшие евроскептики. Ранее «Новый Регион» отмечал, что Брюсселю выгодно дробление наиболее влиятельных государств ЕС. Уменьшение границ и населения Великобритании, Италии, Германии, Испании и Франции даст больше влияния брюссельской бюрократической «надстройке» – наднациональным управленцам ЕС.
Сейчас в Великобритании живет 63 млн человек. После отделения Шотландии электоральный «вес» Королевства уменьшится на 5 млн. Если примеру шотландцев последуют Уэльс и Северная Ирландия, то еще минус 5 млн. Оставшиеся в самой Англии 53 млн. будет разделить уже трудно, но этого и не требуется. Достаточно, чтобы большие государства отдали хотя бы немного населения в пользу маленьких.
В самой Шотландии 40% шотландцев собираются сказать идее отделения от Британии «да», а 47% предпочли бы остаться в составе Соединенного Королевства. Остальные опрошенные не определились, но если не принимать их в расчет, то поддержать инициативу о создании суверенного государства Шотландия готовы 46% ее жителей. При этом, динамика изменения мнений электората – не в пользу «юнионистов». По данным главы кампании «Да, Шотландия» Блэра Дженкинса, из каждых 10 человек, которые с прошлой осени покинули категорию неопределившихся, семь присоединились к лагерю «сепаратистов» и только три – к сторонникам сохранения Соединенного Королевства.
Антисецессионистские настроения англичан, как говорилось выше, активно подогревают крупнейшие британские партии: Лейбористская, Консервативная и Либерально-демократическая. Глава правительства Великобритании Дэвид Кэмерон, глава консерваторов, привлек к пропаганде даже иностранные «аргументы». Президент США Барак Обама по просьбе Кэмерона выступил на совместной пресс-конференции в Брюсселе и дал шотландцам «дружеский совет» – оставаться союзниками США в рамках Соединенного Королевства.
Одним из определяющих мотивов для требований независимости Шотландии стали прибрежные нефтегазовые промыслы, контроль над которыми, в случае победы «сепаратистов», перейдет к шотландцам. Большая честь нефтегазовых месторождений, которые разрабатываются сейчас силами Соединенного королевства, находятся у берегов Шотландии. В Эдинбурге рассчитывают не вести самостоятельную добычу на «отвоеванных» у метрополии промыслах, а сдавать их в аренду Лондону – за весьма высокую плату.
Еще одним ударом для Лондона, в случае отделения Шотландии, должна стать потеря военно-морских баз. В том числе, пунктов базирования стратегических ядерных подводных лодок. Исторически, до 90% британского ВМФ базируется в северной части Британских островов – как раз в Шотландии. В этом случае, Лондон и Королевский ВМС столкнутся с теми же проблемами, что испытывали еще недавно Москва и Черноморский флот РФ во «временно оккупированном украинцами Крыму»: британцам придется платить за аренду морских баз, внезапно ставшими собственностью суверенного государства.
Ссылки по теме:
В 2016 году Великобритания станет «просто Британией» / Лондонский кабмин признал право Шотландии на независимость и утвердил дату референдума >>>
Британский парламент разрешил Шотландии провести референдум о независимости / Судьба Соединенного королевства теперь в руках Елизаветы II и шотландских националистов >>>
Референдум о независимости Шотландии состоится 18 сентября 2014 года >>>
Эдинбург, Алексей Усов
Эдинбург. Другие новости 10.06.14
Ученые-филологи раскритиковали путинский Совет по русскому языку. «Это пропагандистская структура, которая будет навязывать свои вкусы обществу». / Представители ДНР не верят в гуманитарные коридоры Порошенко. / ИКЕА опровергла поддержку украинской Нацгвардии и «Правого сектора» в Донецке. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».