Ростех готов подключиться к «пакету Яровой» И создать единый центр обработки данных
Госкорпорация Ростех готова реализовать требования «пакета Яровой» по хранению трафика российских абонентов – интернет-переписки, разговоров и контента.
В исполнении закона Яровой готова поучаствовать одна из структур Ростеха – Национальный центр информатизации. На совещании в Минпромторге он предложил создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Предложения Ростеха «Ведомостям» подтвердили сразу несколько источников в федеральных структурах и в госкорпорации.
Напомним, «пакет Яровой» предполагает, что с 1 июля 2018 года российские операторы связи и интернет-провайдеры будут обязаны до полугода (точный срок назовет правительство) хранить весь трафик клиентов, а сведения о самих фактах передачи информации – по три года. Эксперты еще до принятия этого закона неоднократно говорили, что его практическое выполнение невозможно, в России и в мире нет нужного оборудования и мощностей для хранения такого массива данных. Учитывая, что один абонент сотовой связи наговаривает в среднем по 350 минут в месяц, продолжительность только их разговоров за полгода составит около 1 млн лет. Затраты телекоммуникационных компаний на создание системы хранения трафика составят 2,2 трлн руб., а всем участникам рынка закон обойдется в сумму около 5 трлн руб., оценивают эксперты. Президент России Владимир Путин подписал закон в июле и сразу же поручил Минпромторгу и Минкомсвязи к 1 сентября этого года проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.
Недавно стало известно, что ФСБ предлагает использовать для этого оборудование СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки. На совещании в Минпромторге было предложено несколько вариантов исполнения закона на отечественном оборудовании, итоговый выбор будет зависеть от требований ФСБ.
Представитель Ростеха Екатерина Баранова заверила, что когда госкорпорация получит техническое задание по исполнению закона Яровой, то проанализирует технические решения и до 1 сентября внесет предложения. Источник в Ростехе рассказал, что если появится единый оператор услуг хранения, это снизит затраты участников рынка на инфраструктуру, позволит систематизировать и предложить отечественные решения, поспособствует сохранению стоимости услуг связи для конечного потребителя, позволит не уйти с рынка многим маленьким провайдерам. Такой оператор мог бы стать и единым центром взаимодействия с ФСБ.
Но проблема в том, что Ростех не является оператором связи и не подпадает под закон Яровой. Более того, хранение данных – лишь верхушка айсберга. Гораздо больше вопросов вызывает подготовка к хранению, которая предполагает доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, то есть фактически централизованное управление всеми российскими сетями одним лицом, а это прямая угроза конкуренции.
Сотовые операторы указывают на то, что вопрос с хранением данных останется неактуальным, пока не будет решен главный вопрос – как их хранить в отсутствие российского оборудования. По мнению ряда юристов, появление оператора-посредника может нарушать сразу три закона – «О персональных данных», «Об информации...» и «О связи». Закон Яровой не предусматривает оператора-посредника и даже не наделяет какой-либо госорган полномочиями создать такого оператора.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»