российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 16 апреля 2024, 09:23 мск

Новости, Кратко, Тюмень, Ямал, Югра

Архив
Российские партийные вертикали под угрозой развала Анатолий Гагарин: «Хромая утка редко долетает до середины Днепра»

До единого дня голосования остаются считанные недели, а избирательная кампания по выбору депутатов нижней палаты Федерального собрания и депутатов региональных парламентов никак не может войти в активную фазу. О причинах такой электоральной вялости, о перспективах отдельных партий и о том, чем партийной системе страны угрожает все возрастающая экономность партий в интервью «Новому Дню» рассказал директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества политолог Анатолий Гагарин.

NDNews.ru: Вялая какая-то получается в целом кампания. Это что, опоздали со стартом или кризис недофинасирования?

АГ: Тут есть несколько причин. Первая – это то, что вся политическая система во многом зависит от действий доминирующей партии, а на сегодняшний день – это «Единая Россия». В этот раз в ЕР пошли по пути открытых праймериз и это, конечно, вызвало определенную приостановку в деятельности тех же оппозиционных партий. Потому что они присматривались к тому, какими будут итоги праймериз. Кого в качестве кандидатов затем можно будет по итогам праймериз вовлечь к себе. Потому что у оппозиционных партий, даже у парламентских, жесткий лимит по кадрам. У них явно не хватает раскрученных кандидатов.

Ведь если говорить о списках, то они могли бы напихать в списки кого угодно, а люди голосовали бы за бренд. Но половина кандидатов-то избирается по одномандатным округам. А в одномандатные округа нужно ставить сильных, обеспеченных ресурсами, известных людям кандидатов. Соответственно, где найти достаточное количество таких кандидатов – это большой вопрос. И с этим у оппозиционных кандидатов была большая заминка.

То есть два таких важных фактора. Партии ждали, кого можно будет выставить по округам против сильных кандидатов от «Единой России», а это было неизвестно продолжительное время. И они тянули с этим вопросом. Поэтому раскручивать предвыборную кампанию было бы бессмысленно – не зная, кто пойдет по какому округу.

Берегли ресурсы?

АГ: Обогревать космос никто не хочет. Средств нет. Как раньше, помнится, кандидаты листовки даже с вертолетов раскидывали. То есть было такое. Такая, знаете, знаменитая картина – «Сеятель». Вот и тут кандидат рассеивал. Так вот Кис Воробьяниновых сейчас уже не осталось. Все сегодня очень хорошо считают денежки. И вот этого пьяного угара уже нет, который был раньше. Все очень скупо, очень бережно, рачительно относятся к своим бюджетам.

Это то, что также задержало начало избирательной кампании. Хотя некоторые партии, скажем, «эсеры», например, свои газеты как разносили, так и разносят. Но это связано с одним проектом, который мы все знаем, – ЖКХ – это любимая их тема, которую «эсеры» оседлали и не хотят никому отдавать.

То есть все экономят на всем, отсюда, видимо, и ляпы в тех же агитматериалах?

АГ: Да, это сказывается на качестве. Я думаю, что сейчас уже начнет больше тех же агитматериалов появляться. И скорость появления этих материалов, она может и быть достойной, но качество при этом может страдать. И, собственно, мы это сейчас видим – когда продукция идет с определенными ошибками и нарушениями. И это все будет, безусловно, в больших масштабах. Ну и, конечно, возникают вопросы к качеству материалов. Я имею в виду их идеологическую содержательность. Надо понимать, что сейчас креатив должен быть выверенный и нескороспелый.

А насколько влияют на содержание кампании организационные проблемы в партиях?

АГ: У части региональных партотделений произошли разные пертурбации, связанные со сменой составов. Это можно увидеть на примере КПРФ, которые дружно перешли в Партию пенсионеров, а Партия пенсионеров столь же дружно наступила на форс-мажор, на нем поскользнулась на пути в ГД. Я имею в виду одномандатников. И все что дальше произошло, это напоминает карточный домик, который начал разваливаться.

Кампания, которая идет – она идет под знаком Государственной думы, и если партия не участвует по одномандатным округам в ГД, то, конечно, она выступает как птица с одним крылом. Лететь ей очень плохо. А региональные кампании они идут в фарватере федеральной, и если нет крейсера, то все остальное – это просто совокупность плавающих объектов. Понятно, что большого энтузиазма это у избирателей вызывать не будет.

Партию пенсионеров можно списывать со счетов?

АГ: Здесь можно говорить о том, что шансы у ПП очень сильно покосились. В том числе и в вопросе прохождения в Госдуму, и в вопросе прохождения в региональные парламенты. Мы ведь понимаем, что хромая утка редко долетает до середины Днепра. Эти сложности у них есть.

Это касается и других партий, которые вели себя в организационно-электоральном пространстве не очень понятным для избирателей образом. Это, если смотреть по некоторым регионам, и ЛДПР, которая заполнила пустые кадровые графы людьми, которых мало кто знает. Понятно, что они соберут на свой бренд из четырех букв тех избирателей, которые им традиционно симпатизируют, но более этого они вряд ли смогут собрать. Очевидно, что здесь оригинальных проходов не будет.

Кстати, из тех, кто о себе внятно заявил в последнее время на политическом пространстве можно отметить Партию Роста, которая в Тюменской области начала с громкого выхода из ЛДПР. Я имею в виду Гарри Столярова. И, соответственно, дальше они начали очень активно работать. Мы знаем, что Партия Роста по «Фейсбуку»* очень активно работает, и там даже заняла ключевые позиции. Работает и по другим социальным сетям.

Активная партия – первые они собрали предвыборные документы в Петербурге. Активно работают по Тюменской области, в которую входят ХМАО и ЯНАО. То есть это как раз та партия, которая соответствует названию, новая, перспективная и амбициозная.

И заявления, которые они делают, – они, в принципе, выстроены в хорошем электоральном ключе. Они быстро реагируют на все события. Будь то Олимпиада, будь то, скажем, платные дороги, или ЖКХ и так далее. То есть они берут весь набор социально интересных тем и работают в ритме этих заявлений, инициатив. Так как должна работать нормальная, живая, боевая партия.

То есть хорошо заявили о себе?

АГ: В этом смысле это, безусловно, не проходит незамеченным. И это эксперты все практически отмечают. Хотя на федеральном уровне, конечно, у них есть большие вопросы с креативом. Ну это уже некая данность, с которой мы вынуждены сталкиваться так, как она есть. А вот если взять тюменское отделение, то они мне нравятся тем, что они работают в хорошем профессиональном качестве. Это, безусловно, стоит отметить. Я думаю, что другим партиям в этом смысле нужно поучиться.

Потому что даже такие раскрученные в прошлом партии, как «Родина», ведут себя достаточно бледно в политическом пространстве, электоральном. Сильных заявлений нет – какая-то невнятица, чересполосица и ничего интересного не происходит. Это касается и других партий. Те же «Патриоты России», какие-то «Союзы труда» появляются на горизонте с какими-то невнятным заявлениями, ну и так далее. Эпизодические заявления, которые никак не замечают даже эксперты, я уж не говорю про электорат. Даже для экспертов это не видно.

В этом смысле, как я говорил, единственная активная партия – это Партия Роста, которая себя позитивно проявляет. Остальные, конечно, не смотрятся. Те же коммунисты себя достаточно невнятно ведут.

Так что ждем, что одномандатники в регионах как-то о себе заявят, и, может быть, тут что-то интересное появится. Но пока мы видим некий доморощенный креатив, который вызывает только улыбки и перепощивание в «Фейсбуке»* и других соцсетях. Что тоже за неимением – оживляет несколько пространство. Но я думаю, что электората не увеличится у этих кандидатов у этих партий.

Часть экспертов говорят даже о системном партийном кризисе в стране. Федеральные партцентры не финансируют регионалов и те, по сути, идут в свободное плавание. В той же Югре представители ЛДПР открыто выступают на стороне местного олигарха Чемезова против губернатора Комаровой. Хотя это вряд ли согласуется с основной линией партии. Партийные вертикали, что, разваливаются?

АГ: Я думаю, что вы совершенно правы, в том плане, что федеральные партии отдают часть задач на кормление регионалам. И это не всегда сопровождается правильным подходом. Потому что регионалы начинают отрабатывать чьи-то мелкие узкие интересы экономические или какие-то политические. И это, конечно, может вступать в противоречие с основной линией партии. И в подобных ситуациях можно ожидать вмешательства в подобные процессы со стороны федеральных руководителей той или иной партии. Хотя времени остается немного.

Конечно, проблема с финансированием стоит для региональных отделений довольно остро. И вот как раз соблюсти вот этот консенсус, баланс интересов самой федеральной партии и региональных представителей этой партии, это бывает очень непросто. Поэтому федеральной партии надо очень внимательно смотреть – кого они берут в свои ряды на всех уровнях и какой бекграунд несут эти представители. Там, как показывает практика, может быть и уголовное прошлое, какие-то другие вещи, которые, безусловно, отрицательно влияют на рейтинги как кандидата, так и партии в целом. Это те минусы, за которые оппоненты всегда ухватываются и начинают эти темы активно крутить.

В этом смысле показателен пример «Единой России», которая как раз проводит такие, можно сказать, чистки рядов, и сомнительных кандидатов отправляет в самовыдиженцы или просто вычеркивает их из своих списков. По пути такой электоральной чистоплотности должны идти и другие политические партии.

Екатеринбург, Святослав Булгарин

Екатеринбург. Другие новости 09.08.16

Как есть всё и худеть – профессиональный тренер AversFit о системе правильного питания летом (ФОТО). / «Партия Роста» требует отдать под суд чиновников МОК и ВАДА. / «Бюллетени Брайля» не помогут большинству незрячих избирателей. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках