Ни одному событию в мире не отводилось столько места и времени в средствах массовой информации, как полету в космос первого человека – Юрия Гагарина. Но очень немногие знали, с каким риском для жизни совершил он свой подвиг. Об этом не писали ни в апреле 1961 года, ни потом. Сверхсекретность космической программы давала цензорам право вычеркивать малейшие намеки на внештатные ситуации того полета.
Юрий Гагарин должен был покинуть землю не весенним апрельским днем, а в трескучие морозы. Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 октября 1960 года следует, что запуск «Востока» намечался в декабре того же года. Но его старту помешал трагический случай: 24 октября 1960 года на космодроме Байконур прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета. Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Большинство из них сгорели заживо. Расследование Госкомиссией этой трагедии и отодвинуло запуск человека в космос на второй план.
С громаднейшим риском проходил не только первый полет, но и подготовка к нему. Ракета-носитель и космический корабль были надежны только на 50%. Об этом свидетельствует статистика: из шести подготовительных к запуску ракеты с человеком на борту стартов три закончились трагически. Данные эти раньше нигде не публиковались:
15 мая 1960 г. – запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор.
23 сентября 1960 года – ракета взорвалась на старте, собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли.
1 декабря 1960 года – в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. При завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.
Старт ракеты таил в себе неимоверный риск. Схемой полета предусматривалось спасение космонавта на всех этапах, кроме первых 20 секунд. Если бы взорвалась ракета-носитель, космонавту пришлось бы катапультироваться, что называется, «с земли». Решение о катапультировании принимал даже не он, а руководитель старта и «стреляющий» – так называли того, кто нажимал пусковую кнопку, а кресло выстреливалось на высоту, недостаточную для полного раскрытия парашюта. Поэтому была придумана «система аварийного спасения». На деле это были четыре здоровых парня, сидевшие в укрытии вблизи старта с большой нейлоновой сеткой в руках. В случае аварии они выскакивали наружу, растягивали сетку и ловили космонавта так, как пожарные ловят погорельцев, прыгающих с верхних этажей зданий. Такая система в деле, к счастью, применена не была.
Полет Юрия Гагарина также изобиловал нештатными ситуациями: не сработал датчик герметичности корабля (за несколько минут до старта пришлось раскручивать, а потом вновь закручивать 32 болта крышки люка); случился сбой на линии связи (вместо благополучного сигнала «5» вдруг пошла цифра «3», означавшая аварию на корабле). Потом было быстрое вращение корабля после отделения третьей ступени ракеты и беспорядочное кувыркание при спуске; длительное неотделение агрегатного отсека, что могло сжечь корабль; заклинивание клапана скафандра, грозившее космонавту удушьем...
А вот заключительный этап полета прошел «штатно». Гагарин благополучно катапультировался из корабля и приземлился недалеко от него. Уже через час его нашли поисковики.
Полет закончился победно, а победителей не судят. Сергей Королев рискнул, и весь мир узнал, что первым в космосе был русский – Юрий Гагарин. А кто запомнил фамилию первого американского астронавта? То-то же...
По материалам «МК».
Центр России. Другие новости 12.04.05
В Воронеже взорвалась бандероль: пострадала женщина. / В Москве обрушился дом: есть жертвы. / Владимир Путин: в 2008 году баллотироваться не буду, а потом – подумаю. Читать дальше
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».