Эпидемия аутизма: их число стремительно растет, но что с ними делать, в России не знают (ВИДЕО) Человеку скорее простят отсутствие способностей, чем нежелание называть вас по имени
Аутизм - болезнь или особенность личности? Спецпроект NDNews
2 апреля – день распространения информации об аутизме. День был установлен Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе государства Катар и отмечается с 2008 года. Тема 2015 года «Профессиональная занятость: преимущества людей с аутизмом».
Как передает корреспондент NDNews.ru, в начале 70-х годов прошлого века аутизм выявлялся у 1 ребенка из 10 тысяч, но с каждым годом это соотношение стремительно сокращается, и на сегодняшний день, по данным западных ученых, расстройствами аутистического спектра в той или иной мере страдает каждый 100-ый ребенок.
В России до сих пор нет официальной статистики по этой проблеме, а аутизмом называют любое отклонение от нормы в поведении ребенка, не укладывающееся в известные схемы. Причем, диагноз «ранний детский аутизм» в последствии меняется на «шизофрения» со всеми вытекающими последствиями (на самом деле аутизм – это не расстройство психики или мозга, это расстройство сразу нескольких систем организма, влияющее в том числе и на работу мозга, поэтому лечить нужно не мозг, а организм в целом). Поэтому большинство родителей предпочитает не обращаться к медикам, тем более что никаких специальных программ лечения и коррекции в нашей стране не предлагают. Нет даже специальных учебных заведений, где бы с такими детьми работали предметно, исходя из их особенностей. При этом многие дети с расстройствами аутистического спектра вполне могли бы учиться в обычных школах ( что, как правило, ускоряет процесс коррекции) по индивидуальным программам, и такой опыт есть (например, в Челябинске), но, как правило, школы отказываются от подобных детей, ссылаясь на сложности организации инклюзивного образовательного процесса. Таких детей объявляют необучаемыми, не обращая внимания на то, что способы проверки и оценки интеллекта, применяемые для нормотипичных людей, оказываются абсолютно неподходящими для людей, а особенно для детей с аутизмом, которые еще не научились подстраиваться под остальных. Часто дети не отвечают на вопросы, на которые знают ответы, не делают задания, которые могут выполнить, особенно плохо они ведут себя, когда на них давят, или когда их экзаменуют рядом с мощным для них раздражителем, который мешает сосредоточиться и воспринимать что-либо другое кроме него – например, неправильная одежда, лампы дневного света, громкие и резкие для них звуки, слишком яркие цвета в комнате.
Главная же проблема кроется в отставании от темпов социальной адаптации: «Если ребенку не дается математика, его поймут, с ним будут заниматься дополнительно. А вот если он упорно не смотрит в глаза и не называет взрослого по имени, ему этого, скорее всего, не простят», – говорят родители детей с аутизмом. В результате, теряется возможность научиться общаться с обычными, далеко не идеальными людьми и вести себя в разнообразных жизненных ситуациях. То есть, кроме болезни, которая и так создает трудности в обучении из-за нестандартного восприятия мира, затрудняющего коммуникацию, и усложняет освоение некоторых навыков, общество тоже мешает развиваться. В итоге, отсутствие нормальной возможности учиться воспринимается «специалистами» как неспособность это делать, а любые успехи ребенка остаются загадкой, случайностью, «чудом».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
В апреле 2013 года участники Первой международной конференции по проблемам аутизма, прошедшей в Москве, обратились с открытым коллективным письмом к президенту России Владимиру Путину:
«Ребенка с аутизмом не берут в массовые учебные заведения, а коррекционных учебных заведений не хватает, а если и есть такие заведения, то специалисты не имеют достаточной квалификации и опыта. В детских садах, школах, реабилитационных центрах, санаториях не знают, что делать с аутистами! Их изгоняют как неудобных детей. В следствии чего ребенок и семья испытывают настоящие страдания от отсутствия возможности учиться среди людей, от отсутствия коммуникаций. У семей с детьми-аутистами часто нет друзей, их отвергают, а семьи и дети хотят быть в обществе, чувство осознания, что они не такие, как все, ведет к жесточайшей депрессии, которая в худшем случае приводит к суициду.
Ребенок с аутизмом по достижению 18 лет признается отечественными психиатрами шизофреником, когда во всем мире уже доказано, что аутизм – это не разновидность шизофрении. Тем временем диагноз – шизофрения – несет за собой юридические последствия связанные с дееспособностью, особенно остро стоит вопрос со взрослыми людьми с расстройствами аутистического спектра, которые остались без родителей. Чиновники или родственники зачастую злоупотребляют особенностями развития и коммуникации человека с аутизмом и лишают его жилой площади, при этом запирая в психоневрологические интернаты высоко функциональных аутистов, способных жить самостоятельно при поддержке государства. Там же – в ПНИ – аутисты долго не живут. Самый большой страх сегодня для родителей аутиста – умереть раньше, чем их ребенок. Родители не находят понимания в медицине, психиатрии, педагогике, обществе!»
Авторы письма в числе прочего просили президента инициировать создание законодательной базы, регламентирующей организацию единой помощи аутисту от 1,5 лет до конца жизни, закрепить законодательно стандарты оказания помощи больным с аутизмом, сформировать государственный заказ на подготовку в вузах специалистов по работе с аутистами на основе зарубежного опыта, имеющихся сегодня доказанных методик и наработок, а также прекратить практику изменения диагноза с расстройства аутистического спектра на шизофрению.
Пока ситуация не изменилась.
На сегодняшний день 80% людей с подобной проблемой не работают. Между тем, доказано, что среди аутистов выдающиеся способности встречаются в 10 раз чаще, чем среди «обычных» людей.
Многие дети и взрослые имеют хороший умственный потенциал и творческие способности, демонстрируют отличную память, имеют математический склад ума, отлично ориентируются в информатике и программировании, очень педантичны и исполнительны, обладают лучшими способностями, чем «обычные» люди, в распознавании образов, логическом мышлении и в работе, требующей внимания к деталям, поэтому при правильной коррекции государство получит педантичного, исполнительного работника, а зачастую высоко функционального члена научного сообщества.
Ссылки по теме:
Общество должно ценить уникальность каждого: в Челябинске пройдет благотворительный спектакль «Алиса в стране чудес» >>>
Выпадающие из стандарта: в Челябинске состоялась премьера спектакля «Алиса в стране чудес» (ФОТО, ВИДЕО) >>>
Челябинск, Оксана Азарова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».