Действующий президент Владимир Путин, высказавшись недавно о поддержке в качестве будущего кандидата в президенты Дмитрия Медведева (чем поверг в легкий трепет и ажиотаж всю политизированную общественность), в очередной раз ненавязчиво подчеркнул «кто в доме хозяин», обозначив свою роль и функцию «главного».
Выбор Путина является на данный момент наименее катастрофичным и наиболее компромиссным вариантом, удовлетворяющим буквально всех: Запад, широкие круги российской элиты, крупный бизнес, да и оппозицию, которой, вероятно, можно не опасаться в случае президентства Медведева усиления репрессий и «завинчивания гаек».
Чем был обусловлен путинский выбор? Во многом «личным фактором», как это часто бывает в политических системах с проблемной демократией. Путин выбрал Медведева потому что, по его словам, «знает того порядка 17 лет», а значит – нисколько не сомневается ни в его личной преданности, ни в его зависимости от собственной персоны. Выбрал потому, что в достаточной степени уверен, что тот не будет плести за его спиной никаких интриг.
К тому же Медведева трудно назвать «тяжеловесной» политической фигурой со своими амбициями и интересами – он практически не приспособлен к тому, чтобы играть самостоятельную роль (самостоятельную от Гаранта Стабильности, разумеется) на президентском посту. Многие эксперты отметили тот факт, что из всех возможных кандидатур Путин выбрал политические наиболее слабую. И в этом есть своя железная логика.
Слабый президент Медведев призван будет сыграть ту же роль, на которую мы, экспертное сообщество, ранее прочили Зубкова – он станет «техническим президентом». Его задача – это быть исключительно временной, ситуационной фигурой на высшем посту в стране. Его исключительно ролевую функцию можно прекрасно выразить известной поговоркой: «Мавр сделал свое дело – мавр может уходить». Миссия «технического президента» – стать тем самым «мавром», который должен будет реализовать определенный набор задач, самой важной из которых будет выполнение роли своеобразного «громоотвода», ответственного за всю кризисную ситуацию, которая со прогнозированной неотвратимостью начнет ощутимо поражать страну уже с весны 2009-го.
Выборы Медведева на президентский пост – это субституциональная конвертация популярной идеи с «третьим сроком» в особый политтехнологический сценарий. Путин, как умный, дальновидный и расчетливый мужик понимает, что идея «третьего срока», имея большие шансы на поддержку в электоральных массах встретит тотальное отторжение на Западе. На Западе идея «третьего срока» априори неприемлема. Ее бы не поняли и не приняли. И при попытке ее реализации на практике Путина записали бы в один ряд с Лукашенко с соответствующими политическими последствиями: введением эмбарго, дипломатических санкций, увеличением степени финансирования и поддержки прозападной оппозиции и т.д.
А путинский режим, как ни крути, несмотря на всю свою «великодержавную» пропаганду и риторику все же очень зависим от Запада. По одной простой причине – финансовой. Помните, где находится Стабилизационный фонд? А основные активы и банковские счета? И куда выводятся важнейшие бизнес-потоки? То-то и оно! Так что гонор гонором, а «финансовый крючок» и возможность комфортно проводить отдых на всяческих куршавелях вкупе с обучением своих отпрысков в оксфордах – дело серьезное. Финансовая зависимость российской элиты от Запада такова, что на большее, чем бутафорская конфронтация (в стиле борьбы «нанайских мальчиков») с «лезущим в наши суверенные дела западом» она не пойдет НИКОГДА! Громкие внешнеполитические заявления и клоунада «нашистского комсомола» – это тот максимум, за рамки которого режим не вылезет. Из-за боязни стать персонами «нон-грата» на Западе.
Поэтому идея «третьего срока», как бы они ни была привлекательна для кремлевской бюрократии, нереализуема по весьма прозаической причине – из-за боязни РЕАЛЬНОЙ конфронтации с Западом. Которая, в случае ожидаемого поражения республиканцев на президентских выборах в Штатах, обязательно примет максимально неприятные для Кремля формы.
Но Путин не уходит. Он меняет форму, но не функцию. Оставаясь центром консолидации для российской элиты и Гарантом Стабильности для российского народа, он, находясь в формальной «политической тени» на каком-либо почетном государственном посту, все так же продолжит неформально держать в своих руках все бразды правления российской политикой. Кардинальных изменений не предвидится. Вероятно, попирание «прав и свобод» не станет выходить за рамки статистической нормы.
Собственно грядущие президентские выборы – это не более чем проформа. Всем уже и так ясно, что поддержанный Путиным кандидат в условиях тотального информационно-политического доминирования Кремля автоматически обречен на победу еще в первом туре. Ожидать каких-то ярких всплесков на загодя «зачищенном» политическом поле просто наивно и глупо.
Мартовские выборы будут не более чем скучной, но обязательной конституционной процедурой, пройдя максимально спокойно и в настолько комфортном для остальных участников режиме, насколько это не будет угрожать срыву срежиссированного Кремлем сценария. Никаких глобальных интриг не будет – все уж утверждено и расписано. Медведев благополучно, с молчаливого согласия Запада, займет президентское кресло и для страны и народа начнется новый этап жизни.
Время медведевского правления – это время ожидания кризиса. Дело в том, что «путинская ремиссия», временный экономический подъем и стабилизация социально-политической обстановки, уже начинают заканчиваться. Относительная стабильность по инерции будет еще сохраняться года полтора, то есть у нового президента будет еще год в запасе. Потом начнется полномасштабный социально-экономический кризис и политическая дестабилизация России, а вслед за ней и неизбежная разбалансировка режима.
Процесс потрясений, по оценкам разного рода аналитических групп, условно охватывает период с 2009 по 2012 год. То есть все время правления «путинского преемника». Поэтому на его долю придутся действительно крайне тяжелые годы.
Причин (как внешних, так и внутренних) для системного кризиса на самом деле хватает, так что его наступление в течение второго года правления преемника является автоматически запрограммированным следствием общего тренда на «косметическое ретуширование» и консервацию, а не решение имеющихся в обществе и экономике проблем.
В нефтяной отрасли скажутся последствия ее варварской хищнической добычи в 2002-2008, когда недоступными делались от 60% до 85% запасов. Факт, что после 2008-го нефти станут добывать меньше, что вкупе с угрозой падения цен на нефть будет означать для российской власти нехилый финансовый коллапс.
В газовой сфере будет расти дефицит, который «Газпром» уже сейчас не в состоянии покрывать. Нефтегазовый дефицит неизбежно приведет к росту тарифов на электроэнергию в несколько раз, что моментально будет означать закрытие многих еще держащихся на плаву предприятий и рост безработицы. Плюс прогнозируем рост социальной напряженности в связи с падением жизненного уровня населения и сбрасыванием государством ответственности за проблемы с жизнеобеспечением граждан на плечи самих граждан. Уже сейчас инфляция вышла из под контроля правительства, что уж говорить о ближайшей перспективе, когда она станет практически неуправляемой?
Вследствие изношенности фондов увеличится количество, повысится масштаб и уровень техногенных катастроф на объектах жизнеобеспечения, транспортных коммуникациях, линиях электропередач и трубопроводах. Зона Крайнего Севера (а вслед за ней многие регионы Сибири и Дальнего Востока) окажется в эпицентре гуманитарной катастрофы.
Сможет ли будущий президент Медведев справится с этими (и многими другими) проблемами, когда сама административная система, пораженная внутренней «эрозией», дает сбои? Ответ очевиден: нет! Если бы мог, то не был бы сейчас в статусе «преемника». Его задача в условиях кризиса будет проста, как пять копеек – взять на себя всю вину за разразившийся внутрисистемный кризис и в момент его апогея, когда градус ненависти общества к власти будет зашкаливать, спокойно подать в отставку, освободив место для «подлинного национального лидера». Которым, как нетрудно догадаться, несомненно, окажется старый добрый Владимир Владимирович.
Уйдя с поста президента в 2008-м с не растерянным рейтингом он с ним же и вернется обратно в 2010-м году или в 2011-м. Все будет зависеть от временных рамок развития кризиса. В торжественной обстановке, кокетливо отмахиваясь от многочисленных челобитных разноплановых «общественников» и деятелей культуры, с деланной жеманностью Владимир Владимирович таки согласится вновь возглавить страну на 4 года. Или на семь. Ничто ж не мешает к этому моменту верной «единороссовской» челяди внести изменения в Конституцию и продлить срок президентских полномочий.
Сценарий с очередным путинским «восхождением на царство» способен будет удовлетворить буквально всех: и растерянный народ, и деморализованные элиты и даже Запад, напуганный нарастающими процессами неуправляемой хаотизацией в стране-члене «ядерного клуба». Путину будут рады все. Как никак, но «старый друг лучше новых двух». В этом, на мой взгляд, и заключается столь широко обсуждаемый знаменитый «план Путина».
Впрочем, во все планы человеческие могут вмешаться как другие человеки, так и разные неожиданности.
Рэм Латыпов родился в 1982 году в г. Электросталь Московской области. Юрист по образованию.
Провел два месяца в СИЗО г. Хабаровска по обвинению в организации несанкционированных акций прямого действия против передачи амурских островов Китаю, позже оправдан.
С июля 2007-го – руководитель информационно-аналитического отдела Исполкома Движения «УРА» (лидер – писатель Сергей Шаргунов).
Журналист и политический обозреватель известных интернет-ресурсов.
Битва Колумнистов. Другие новости 07.12.07
Сергей Шаргунов (экс-«СР»): Что за поворотом?. / Петр Милосердов («НАРОД»): Стратегии личного действия. / Денис Фрунзе (анархист): Мы подошли к самой последней грани, за которой начнется красный террор. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».