Министр культуры Мединский, известный своими открытиями в докторской диссертации, что «коннице полагалось скакать» и плагиатом, посоветовал Общественной палате переписать школьную программу литературы XIX века. Общественники с энтузиазмом поддержали идеи министра культуры: Гоголя и Достоевского следует изучать как фантастов, «Грозу» Островского преподавать как урок «пагубности страсти», а «Евгения Онегина» – как пример «мудрого воздержания». Салтыкова-Щедрина исключить за «антигосударственные сказки». Как и Булгакова – за то, что «дети» «слишком увлекаются дьявольскими персонажами».
«Мне позвонил министр культуры Владимир Мединский. У нас была большая история, связанная с русской литературой. Он предложил возглавить группу по созданию учебника по русской литературе» – цитируют «Известия» рассказ Павла Пожигайло – председателя комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия и бывшего замминистра культуры.
Пожигайло и Мединский решили, что новая концепция должна унифицировать преподавание литературы в школе: «Она будет ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи».
Для этого произведения, которые входят сейчас в школьную программу, должны подвергнуться изрядной «чистке», а те, что останутся, следует преподносить детям строго определенным образом. Конечно, считают Мединский и Пожигайло – это должно делаться через их, министров и экс-чиновников, представления о нравственности и духовности.
В списке потенциально опасных произведений – «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского.
«Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения» – пояснил Пожигайло.
В его интерпретации, героиня «Грозы» персонифицирует опасность увлечения мирскими страстями. Ей следует противопоставлять Татьяну Ларину – как образец «мудрого преодоления страсти». «Она вышла замуж, она счастлива», – похвалил Пожигайло способную героиню.
Отметим, что сам «борец за нравственность» Пожигайло в одном из публичных выступлений рассказывал: «У меня когда-то было модельное агентство... тяжело устоять, когда вокруг сплошные полуголые женщины».
Гоголь, как и Салтыков-Щедрин, считается новыми цензорами «опасным писателем». Чтобы снизить «вред», причиняемый школьникам сатирическими описаниями нравов чиновничьей России, Мединский и ОП предложили считать Гоголя – фантастом. Как и Достоевского. «Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев – это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле – это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет... Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу – это неправильно» – заявил вдохновленный Мединским Пожигайло.
«Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова Общественная палата предлагает вовсе изъять из списка школьной литературы. По мнению Пожигайло и его коллег, «дети слишком увлекаются Воландом, Коровьевым и Бегемотом», что, по мнению цензоров – однозначно вредно.
Update:
Пресс-секретарь Минкультуры Юлия Зазулина выпустила на сайте Минкульта официальное заявление, в котором говорится, что министр Мединский не давал поручений Общественной палате относительно нового учебника. «Разработка учебников относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации», – пояснила Зазулина. Впрочем, в Минкультуры, несколько лукавят. Слово «поручение» является в официальном языке вполне определенным термином в значении «приказ, сообщение субъекту о возлагаемой на него обязанности в рамках иерархии госслужащих». Например, «поручение премьера ведомству N». Между тем, в комментариях члена Общественной палаты Павла Пожигайло нет ни слова о «поручении»: речь идет о неофициальной беседе с Мединским и его «предложении» общественникам. А у самой Общественной палаты есть возможность инициировать написание или составить учебник и предложить его на утверждение в Минобр. Столь быстрая реакция Минкультуры и попытка приписать СМИ то, что СМИ и герои сюжета не утверждали, может свидетельствовать, что журналисты «задели» действительно актуальную для «культурных ведомств» тему.
Напомним, Мединский, еще до того, как стал министром культуры РФ, а числился функционером-депутатом ЕР, выступал за «единый взгляд на историю» и единую интерпретацию литературы. Он горячо поддерживает точку зрения, что все неоднозначные события истории Руси, Российской империи и СССР следует интерпретировать с точки зрения государственной пользы. Впрочем, в своей деятельности историка (исторического образования не имеет, закончил журфак МГИМО) больше всего Мединский «прославился» своей докторской диссертацией «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII веков». В ней историки нашли не только многочисленные неточности и плагиат, но и «откровения», вроде «конные воины, из которых состояло русское войско, никак не могли бегать, им полагалось скакать».
Павел Пожигайло также не имеет исторического или филологического образования: он закончил Серпуховское высшее военное командное училище и адъюнктуру по радиоразведке в/ч 11135 (18-е центральное НИИ Министерства обороны, подведомственно ГРУ). В прошлом – как и Мединский – депутат Госдумы и видный функционер ЕР. Как и его единомышленник Мединский, Пожигайло работал в Минкультуры – замминистра в 2006-2008 годах. Газеты писали о нем как о персонаже, развивавшем вместе с кипрскими оффшорами концертную жизнь Москвы и экономику «российского оффшора» – Абхазии.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 06.03.13
Дмитриченко отстранят от ролей в «Спящей красавице» и «Иване Грозном». / Выставку Icons Марата Гельмана все-таки покажут в Петербурге. / Работы преподавателей приднестровских художественных школ экспонируются в Дубоссарах. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».