российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 22 декабря 2024, 18:53 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Бургас – Александруполис: российский ответ Баку – Джейхану

15 марта 2007 года в Афинах в присутствии глав государств и правительств России, Греции и Болгарии было подписано трехстороннее соглашение о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис.

Почти 14 лет понадобилось руководителям трех стран, чтобы решиться на этот шаг.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом в статье, опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры, пишет известный российский эксперт в области топливно-энергетического комплекса Игорь Томберг.

Согласно достигнутым договоренностям, объем прокачки на первом этапе может составить 35 млн. т нефти с последующим увеличением до 50 млн. т. Проектная протяженность трассы – около 300 км.

В проект входят морские терминалы в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. т и в Александруполисе (150/300 тыс. т). Предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов.

Стоимость проекта оценивается в сумму порядка 1,2 млрд. евро. Это значительно дешевле основного конкурента – пролоббированного Вашингтоном нефтепровода Баку – Джейхан, строительство которого обошлось почти в 4 млрд. долл.

В соглашении оговариваются доли участников Международной проектной компании (МПК): 51% – у российского трубопроводного консорциума (равные доли у Роснефти, Газпромнефти и Транснефти), по 24,5% – у греческой и болгарской сторон.

Однако после учреждения МПК доля каждого из участников «может быть отчуждена полностью или частично в пользу нефтедобывающих компаний, заинтересованных в участии в компании». В таком случае отчуждение осуществляется по письменному согласованию сторон.

Стороны могут уступить свою долю только нефтедобывающим компаниям. Одним из претендентов является ТНК-ВР, которая несколько лет назад пыталась взять на себя роль лидера в проекте.

«Мы готовы стать пользователями этого нефтепровода, а также приобрести акционерную долю в нем, если Греция или Болгария согласятся нам ее уступить», – заявил руководитель пресс-службы компании А. Шадрин.

Еще один потенциальный претендент на долю – американская Chevron, которая управляет ведущим производителем нефти в Казахстане – «Тенгизшевройлом». Chevron готова участвовать в проекте, но только при условии расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

После ввода нефтепровода в строй нефть будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда – по новой трубе в греческий город Александруполис, а затем на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По оценке экспертов этой рабочей группы, в случае реализации проекта, годовой эффект для отрасли за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу по сравнению с транспортировкой через турецкие проливы может составить около $1 млрд. в год.

Российские участники проекта считают маршрут выгодным для своих компаний. По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, «есть… абсолютная уверенность, что трубопровод будет заполнен, а поставки гарантированы». При этом контрольный пакет акций консорциума нефтепровода, по мнению С. Богданчикова, должен принадлежать именно российским компаниям.

Российские власти придерживаются того же мнения. По словам вице-премьера правительства РФ Сергея Нарышкина, строительство нефтепровода предполагается начать в первые месяцы 2008 года и завершить через год, к началу 2009 года.

Основная цель проекта – разгрузить Босфор и Дарданеллы, по которым российские танкеры перевозят сырье на юг Европы. Фактически Турция использует проливы для давления на Россию, вводя ограничения на проход танкеров из Новороссийска. Турецкие власти последовательно ужесточают правила прохода по этой морской трассе, и в проливах постоянно образуются танкерные пробки.

Простой танкеров у Босфора и Дарданелл составляет в среднем 20-25 дней, что, в конечном счете, отражается на размере прибыли, получаемой поставщиками от ее экспорта. Основной смысл давления турецкой стороны, – вынудить российские нефтяные компании начать использовать нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

Турция, которая становится все более заметным игроком на рынке транзита нефти, в полной мере пользуется своими географическими преимуществами и намеренно завышает транзитные тарифы. Для России маршрут БТД неприемлем как по экономическим (дорого), так и политическим соображениям.

И в экономическом, и в политическом, и даже в культурно-историческом отношении (Болгария и Греция – страны православной культуры) оптимальным для России является проект Бургас – Александруполис.

Присутствовавший на подписании соглашения в Афинах Владимир Путин заверил европейских коллег, что Болгария и Греция, построив нефтепровод, обеспечат стабильность и безопасность своей экономики.

По словам российского президента, для этого в каждой из стран будут построены нефтехранилища на 600 тысяч тонн нефти. Президент России дал также понять, что Болгария и Греция могут стать крупными региональными центрами транзита российских энергоносителей на рынки Европы.

И в Афинах, и в Софии также весьма заинтересованы в строительстве болгаро-греческого «коридора». Для обеих стран нефтепровод означает более масштабное подключение Южной Европы к международным нефтяным рынкам, дает серьезный импульс к развитию топливно-энергетической сферы на Балканах.

Только Болгария сможет получать за транзит нефти $35 млн. в год. Кроме того, обе балканские страны получат возможность развитию транспортной и портовой инфраструктуры, дополнительные рабочие места.

Сооружение нефтепровода поможет греческому правительству решить остро стоящую в стране проблему безработицы (ее уровень, по официальным данным, уже составил в этой стране Евросоюза 12%), а также проблему экологии.

Дело в том, что основу энергетики Греции составляют тепловые электростанции, работающие на лигнитах (низкокачественный бурый уголь и слабообугленная древесина), использование которых не обеспечивает нужной эффективности и серьезно загрязняет окружающую среду продуктами горения.

Сейчас ситуация на рынке такова, что новый балканский нефтепровод предоставляет дополнительные возможности. Об этом говорил в Афинах В. Путин, в этом заинтересован весь мировой энергетический рынок – прежде всего потому, что новый маршрут дает возможность расширить поставки нефти с Каспия.

Заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза накануне подписания соглашения призвал Грецию «диверсифицировать» поставщиков энергоресурсов, но все же приветствовал проект Бургас – Александруполис.

Можно предположить, что это связано с заинтересованностью в проекте американской компании Chevron, добывающей каспийскую нефть.

16 марта в ходе встречи премьер-министра Казахстана Карима Масимова и вице-премьера – главы аппарата правительства РФ Сергея Нарышкина состоялся разговор о расширении мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Как отметил С.Нарышкин, этот вопрос был привязан к подписанному накануне российско-греко-болгарскому соглашению по проекту Бургас – Александруполис. «Строительство нефтепровода влияет на общую ситуацию, на транспортировку нефти в районе Черного моря и проливов», – подчеркнул С.Нарышкин. Естественно, влияет в пользу России.

На пресс-конференции в Афинах Президент России, говоря о преимуществах маршрута Бургас – Александруполис, сказал, что теперь есть возможность серьезно подумать о расширении поставок из Каспийского региона.

Это «американские, казахстанские, азербайджанские компании», – напомнил В. Путин. Другими словами, российский президент дал надежду акционерам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на то, что Россия одобрит увеличение прокачки нефти по трубопроводу из Казахстана.

Зарубежные акционеры КТК давно требуют от России расширить мощности трубы Тенгиз – Новороссийск. Однако в ноябре 2006 года меморандум об этом российской стороной одобрен не был. В следующий раз Россия пообещала рассмотреть данный вопрос до начала апреля 2007 года.

Все опять-таки упирается в политику Турции – значительные ограничения танкерных перевозок нефти через проливы, из-за чего Россия нарастить нефтеэкспорт из Новороссийска Россия не может.

С лета 2006 года действует нефтепровод из Баку в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, который задумывался как путь транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана на мировые рынки «в обход России».

Многие эксперты отмечали, что за решением турецкой стороны сократить транзит танкеров через проливы стояло как раз стремление форсировать строительство БТД. Однако для обеспечения его рентабельности азербайджанской нефти недостаточно.

Поэтому для владельцев Баку – Джейхан важно подключить к работе БТД Казахстан, который в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через КТК, а также по системе Транснефти.

Очевидно, что строительство трансбалканского нефтепровода, выводящего российскую нефть в Европу в обход Босфора, усилит позиции Москвы в трубопроводном споре с Анкарой.

Реализация проекта нового нефтепровода позволит России еще более укрепить свои позиции на рынке энергоносителей, найти новых потребителей, которые не станут увязывать рыночные отношения с политикой, удешевить доставку нефти, а также расширить возможности по транзитному экспорту нефти из Казахстана и других стран, не имеющих прямого доступа к морю.

В более широком геополитическом контексте стоит иметь в виду, что Россия планирует также построить Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря. И хотя это дает обильную пищу рассуждениям о «нефтегазовом окружении Европы», российско-балканский проект во всех случаях будет пользоваться успехом.

В январе 2007 года Еврокомиссия утвердила пакет мер по энергетике стран – членов Евросоюза, исходящих из того, что к 2030 году зависимость ЕС от импорта энергоносителей увеличится с нынешних 50 до 65 %.

Потому у серьезных аналитиков в странах ЕС планы Москвы нарастить мощности по поставке углеводородов на мировой рынок вызывают одобрение.

Москва – София – Афины, Всеволод Ягужинский

Москва – София – Афины. Другие новости 20.03.07

«Уральские авиалинии» оставляют после себя на взлетной полосе молотки и заглушки для двигателей. / Внутренний российский рынок не заинтересован в продукции металлургической промышленности. / Роснефть претендует на активы ЮКОСа. Читать дальше

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках