Весной правительство подготовит законопроект о торговле. Главной целью нового документа Минэкономразвития ставит узаконить возможность государственного регулирования цен. Специалисты утверждают, что для государства существует три основных способа влиять на ценообразование, и ни один из них не является по-настоящему эффективным. А «побочные явления» превосходят в разы невеликую пользу этих мер.
Способов вмешательства государства в процесс ценообразования три: добровольная заморозка, фиксирование цифр на ценниках или ограничение торговой наценки, отмечают «Новые Известия».
Первый вариант, по сути, был введен в конце 2007 года. В результате, в январе хлеб подорожал в среднем на 1,5%, сливочное масло – на 2%, молоко прибавило 2,3% «ценовой жирности». Яйца стали дороже на 3,2%. Выросла стоимость даже жестко контролируемого растительного масла – на 0,8%.Цена тех продуктов, на которые чиновники, похоже, махнули рукой, поднялась еще сильнее: сметана, творог, сгущенное молоко – на 2,4-2,9%, морковь и картошка – 10,5 и 13,4% соответственно. А обычная капуста получила поистине «генеральскую» прибавку –20,3% стоимости.
Предложение №2 – «установление предельной наценки для продавцов». Это означает, что торговые сети смогут «наваривать» с пакета молока или буханки не более, скажем, 10%. Этот «механизм сдерживания» цен, на первый взгляд, выглядит более эффективным и оправданным, чем первый. Ведь торговля в России все еще дефицитна. Ритейл может завышать цены до неприличия, поскольку товар на рынке есть, а точек реализации пока недостаточно. Тем не менее, эксперты выделили и возможные проблемы в случае установления потолка наценки на отдельные товары.
«Новые Известия» напоминают, что в начале 90-х Россия уже использовала систему предельных наценок. Но тогда доходило до того, что магазины перепродавали товар друг другу. В итоге цены постоянно росли, поскольку закупочная цена формально повышалась.
И, наконец, предложение №3 – «установление предельной цены на товар». Это когда государство говорит: «масло будет стоить не более 60 руб. за литр, и точка». Однако сразу возникают опасения, что ритейл может попросту отказаться торговать социально важными продуктами себе в убыток. «В случае применения этой меры может возникнуть и дефицит товаров, и, не исключено, «серый рынок» продовольствия. Значительно более оправданным выглядит применение опыта США: выделение адресной помощи социально незащищенным слоям населения. То есть вместо установления ценовых рамок для торговых сетей малоимущим людям выдаются продуктовые талоны, марки, позволяющие им получать льготные, либо бесплатные продукты питания», – цитирует газета мнение исполнительного директора аналитического центра Андрея Сизова.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 13.02.08
Тимошенко довольна поездкой Ющенко в Москву: «это победа нашей команды». / Индусы знают из России только Ленина, Путина и теннисистку Шарапову. / В Крыму жалеют, что Путин не перекрыл газ Украине. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».