Если бы не заоблачные цены на нефть, то положение в пенсионной системе РФ можно было бы назвать катастрофой. Дефицит Пенсионного фонда (ПФР) в 2012 году составит 1,75 трлн руб., то есть 3% ВВП. Или 14% расходов федерального бюджета, из которого дефицит ПФР и покрывается. Дело не только в масштабах дефицита, но и в скорости его прироста: в прошлом году дыра на счетах ПФР «всего лишь» превышала триллион, подсчитали в журнале «Ъ-Деньги». Чтобы должным образом развивать образование и медицину, необходимо снизить расходы на пенсии в два раза, заметили экономисты, авторы «Стратегии-2020». «Пенсии в современном мире явление молодое, и с чего мы вдруг решили, что оно может быть постоянным?» – поясняют экономисты.
Значительный рост дефицита ПФР стал не в последнюю очередь следствием предвыборных обещаний властей. Но выборы только локально ухудшили ситуацию, главный определяющий фактор – демографический, приводят «Деньги» тезисы статьи первого запмпреда Банка России Алексея Улюкаева. Идеи Улюкаева поддержал и бывший министр финансов Алексей Кудрин, который в совместной с экономистом Евсеем Гурвичем статье в «Вопросах экономики» призвал фундаментально скорректировать пенсионную систему и значительно сократить число пенсионеров.
Пенсионная система все еще по сути распределительная, но отчислений с зарплат работающих не хватает для обеспечения выплат пенсионерам. Сейчас на 75 млн экономически активных граждан приходится 40 млн пенсионеров, дальше эта пропорция будет только ухудшаться. По данным Росстата, доля лиц нетрудоспособного возраста сейчас составляет 22% всего населения страны, к 2020-му поднимется выше 25%, а к 2030-му приблизится к 30%. Такая демографическая динамика, по-видимому, вне зависимости от экономических сценариев несовместима с сохранением нынешних принципов пенсионного обеспечения. По официальным данным, 13,5 млн пенсионеров продолжают работать, получая одновременно и пенсию, и зарплату. в журнале предполагают, что реальный показатель даже выше за счет занятых в неформальном секторе.
По подсчетам экономистов, нынешнюю пенсионную систему не спасет даже повышение «отставного возраста»: экономия ПФР от постепенного (раз в полгода на полгода) повышения пенсионного возраста до 62 лет составит всего 80-90 млрд руб. в год, что несопоставимо с размерами дефицита.
Улюкаев предлагает отказаться от такого института, как Пенсионный фонд. «Нет проблемы дефицита ПФР. Это не более чем транзитный счет трансферта из федерального бюджета. Он должен быть инкорпорирован в федеральный бюджет. Расходы на выплату пенсий – обычная статья расходов бюджета»,– пишет он. Вряд ли это как-то поможет пенсионной системе, но приведет формальное положение дел в соответствие с фактическим.
Улюкаев предлагает пойти по этому пути до конца и выплачивать государственную часть пенсии как социальное пособие по нетрудоспособности, ориентированное по размеру на минимальный прожиточный уровень пенсионера. По России это 4 961 рубль., по Москве – 7 137 рублей. Государство предоставляет только базисный минимум, а остальные доходы пенсионера должны быть обеспечены жизненными сбережениями и межпоколенческой солидарностью. Если совсем просто: рассчитывать можно только на себя и на детей.
Выводы Улюкаева оказались созвучны общественному мнению и выводам экспертов «Стратегии-2020», которые представили вариант реформирования бюджетных расходов, ориентированный на запросы «активного большинства».
Чтобы попасть в народный тренд, Минфину стоит повысить долю расходов на образование и медицину более чем в два раза, понизить затраты на пенсии в два раза, на правоохранительную деятельность – в три, и на поддержку отечественного производителя – в четыре раза, пишет РБК Daily.
Чтобы отстоять экспертное мнение, НИУ ВШЭ заказала у Левада-Центра опрос, как относится население к основным выводам работы. Респондентов спросили, как они бы распределили свои 10 тысяч рублей по бюджетным статьям. Как показали результаты, самой расходной статьей в «народном бюджете» стало бы образование, оно могло стоить государству 2352 рубля. Следом идут медицина (1815 рублей), пенсии (1539 рублей) и оборона (597 рублей). Меньше всего жители РФ готовы потратить на содержание госаппарата (на него опрошенные выделили меньше 100 рублей).
Если бы Минфин решил учесть мнение населения при подготовке бюджета на следующий год, расходы на пенсии и соцобслуживание должны были бы уменьшиться в два раза: с 35,1% от всех расходов в 2010 году до 15,4%. Также с 7,6 до 2,6% упали бы расходы на правоохранительную деятельность и с 13,2 до 3,2% – на поддержку отечественного производителя. Зато больше денег Минфину пришлось бы заложить в расходах на образование (повышение с 10,8 до 23,5%) и медицину (с 8,5 до 18,2%).
«Мы обнаружили, что массовые представления о бюджетных приоритетах совпадают с нашими», – отметил проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
Эксперты «Стратегии-2020» считают необходимым повысить расходы на образование на 1,34% ВВП (реальные расходы – 4,2% в 2010 году), на здравоохранение – на 1% (3,4%) и на дорожное хозяйство – на 1,6%. Одновременно необходимо снижение общегосударственных расходов на 0,3% ВВП, расходов на нацэкономику и ЖКХ на 0,8% и на оборону и правоохранительную деятельность на 0,9%. Фактически народное и экспертное мнения не совпали только в части дорожного строительства – транспортная инфраструктура стоит на 11-м месте в списке приоритетов населения.
Через 20 лет каждый третий гражданин РФ будет пенсионером
В «социальном государстве стариков и чиновников» не хватит средств на развитие образования, считают экономисты. Фото – Бен Шан, «Беспризорники в реабилитационном лагере, Арканзас, 1935»
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 19.03.12
Долги и дорогая нефть остаются рисками для экономики. / На Южном Урале ответственность за долги за энергоресурсы будут нести конкретные люди (ВИДЕО). А не обанкротившиеся предприятия. / Новый член совета директоров «Русала» Соков в 2011 году получил зарплату с бонусами более $5 млн. «Эффективный» топ-менеджмент «совсем оборзел». Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».