Депутаты Госдумы, Росалкогольрегулирование и разнообразные «общественники» составили набор предложений по регулированию алкогольного рынка. Точнее, набор запретов. В их числе – повышение возрастного ценза до 21 года, запрет на интернет-торговлю и блокирование сайтов, где можно купить спиртное, штрафы для родителей, цензурирование в кинофильмах сцен с употреблением алкоголя. Причем логика запретителей – образец казуистики: «Ограничение свободы является благом, поскольку алкогольная зависимость – также ограничивает свободу». Между тем, в Роскомнадзоре отмечают, что весь комплекс ограничений и наказаний уже есть в действующем законодательстве и задача властей – заставить работать действующие законы, а не вводить новые запреты.
Депутаты, чиновники и разнообразные общественники, наподобие членов «Трезвой России» представили набор идей по ограничению потребления алкоголя в стране. Среди них – повышение возрастного ценза для молодежи с 18 лет до 21 года – по американскому образцу. При этом, если в США или Европе основанием для такого ценза является юридическое совершеннолетие, то в российском праве такого основания нет.
Вместо этого первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Вячеслав Герасименко ссылается лишь на спорную версию, что именно к 21 году «окончательно завершается формирование организма». И снова ссылается на зарубежные образцы, где для ограничений есть, как минимум, юридические основания: «Предлагая ограничить возраст продаж алкоголя возрастом 21 год, авторы законопроекта руководствовались мнением медиков, которые считают, что именно к этому времени организм человека окончательно формируется. Не случайно во многих странах, например в США или Норвегии, этот порог давно уже увеличен именно до 21 года».
За нарушение этого ценза предлагается наказывать владельцев торговых точек – пожизненным лишением лицензии. Правда, инициаторы не уточнили, лицензии будет лишено юрлицо (его можно ликвидировать и открыть новое), или все-таки будут разработаны поправки в Гражданский кодекс, позволяющие налагать взыскания и штрафы на учредителя. Последний вариант, отметим, единственный способ, гарантирующий работоспособность запретительных мер, но пока невозможный в РФ.
Также авторы нововведений предложили наказывать не только продавцов, но и муниципальные власти. Если в городе или области возрастет количество юных алкоголиков, этот регион может быть лишен государственного финансирования. То есть нарушение антиалкогольных норм может стоить годового трансферта на строительство автодорог градоначальнику, сообщает «Московский комсомолец».
Запрет на продажу спиртных напитков молодежи до 21 года может быть распространен на пиво и алкогольные коктейли.
Из кино и телефильмов могут вырезать сцены с бутылкой водки или пьющей компанией. Такие кадры не имеют ничего общего с национальным колоритом, заявил депутат-«единоросс» Герасименко. «Не менее опасным считаю, например, постоянную демонстрацию в фильмах, сериалах по телевизору сам процесс потребления «горячительных напитков». Это не просто является явной рекламой алкогольной продукции, но рекламой соответствующего образа жизни. Так сказать задает модель поведения» – цитирует Герасименко сайт «Единой России».
Законодатели настолько вошли в раж, что предложили запретить процесс распития спиртного дома или в дружеской компании. Услышав законномерный вопрос «как», они стушевались и начали говорить о роли религии, отмечает «МК».
Логика запретителей поражает изощренностью построений: ограничение свободы предлагается ввести, поскольку пристрастие к алкоголю – тоже является ограничением свободы.
«Согласно современным представлениям, любая зависимость, в том числе и алкогольная – это лишение свободы, это агрессия против человека. И у нас правительство не хочет даже думать о том, что оно каким-то поддерживает продолжение агрессии, в том числе, против молодежи. Право человека на свободу от зависимости – это понятно, право человека на наркотическую зависимость – это ни в какие ворота не влезает, тем более в нашей стране, которая переживает такие трудности» – цитирует «Коммерсант-FM» реплику президента российской Ассоциации общественного здоровья Андрея Демина.
Вероятно, что инициативы депутатов и общественников показались маломотивированными и неуместными даже правительству. Из всех антиалкогольных инициатив, выдвинутых в последнее время, правительство поддержало пока только ведомственное постановление Росалкогольрегулирования, направленное против интернет-торговли спиртным.
Ведомство составило постановление (опубликовано на сайте «Российской газеты»), которым продажа алкоголя в Сети приравнивается к торговле наркотиками и «пропаганде самоубийств». Поясняя свою позицию, в ведомстве говорят о том, что алкоголь в Сети продается в любое время суток, а на возраст покупателя «никто не обращает внимания».
«Анализ контрольной деятельности указывает на резкое увеличение в последнее время наличия в сети Интернет предложений о розничной продаже алкогольной продукции посредством дистанционной торговли», – сокрушаются в ведомстве.
Алкогольный регулятор нашел возможность сделать незаконной уловку продавцов, которые продают брелки или зажигалки по цене алкоголя, выдавая бутылку «в подарок». «...Предложения о продаже алкогольной продукции дистанционным способом...иной реализации или иной передачи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции физическому лицу при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства» – говорится в тексте предлагаемого к внесению подпункта в Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
Сторонники этих мер в Росалкогольрегулировании и среди экспертов алкорынка мотивируют это тем, что «в этой стране» невозможно сделать интернет-торговлю спиртным «цивилизованной», поэтому ее следует запретить.
«В других странах спиртное в Сети, правда, продавать разрешено.Но если у нас сделать такую торговлю цивилизованной не получается, то запрет справедлив», – приводит «РГ» мнение руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза.
Эксперты и чиновники также объясняют запрет опасениями, что в интернет-торговле алкоголем значительную долю продукции составляет суррогат: «Иногда продавцы даже предупреждают: продается «дубликат». То есть «импортная» текила произведена в России из этилового спирта с применением ароматизаторов и красителей и разлита в красивую бутылку. Но проконтролировать, что именно продается через сайты, невозможно».
Предположения, будто сайты торгуют суррогатным алкоголем, вряд ли справедливы, возражает эксперт в области ритэйла Елена Комкова: «Это вещь, которая быстро вскрывается. И ради этого выстраивать целую структуру с сайтом, накладными, курьерами никто не будет. Клиенты алкогольных интернет-магазинов, как правило, люди просвещенные и не самые бедные, они не станут приобретать продукцию сомнительного качества. Если торговля спиртным в Сети открыто идет, значит, юристы находят возможность формально не нарушать закон». Интернет-торговля бурно развивается во всех сегментах, продавцы готовы исполнять любые требования: приезжают с чековыми накладными, принимают оплату карточкой, никто ничего не продает из-под полы. Если будет принят новый закон, то либо продавцы изобретут новые формы законного ведения бизнеса, либо, если будет совсем невыгодно, свернут его. Но лучше было бы все-таки регламентировать этот сегмент: «Государство должно получать налоги, покупатели – быть уверены, что кто-то контролирует качество продукции, продаваемой через Сеть».
Среди скептиков по отношению к новой инициативе Росалкогольрегулирования оказалось ведомство, которому, в случае принятия поправок, придется исполнять благие пожелания коллег-чиновников – Роскомнадзор.
В Роскомнадзоре напомнили, что по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Механизм правового регулирования пресечения нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплен законодательством. А розничная продажа алкогольной продукции через интернет – административно наказуемое деяние. То есть, вся необходимая законодательная база уже есть, нужно лишь контролировать исполнение действующих законов. А в случае принятия новых ограничений, исполнителям (то есть – Роскомнадзору), потребуется дополнительное финансирование и расширение штатов.
Ссылка по теме:
|
|
Национальный кинематограф и «антиалкогольный» закон – авторская колонка «НР» >>>
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 13.11.13
Компания Ахметова засудила Киевскую малую оперу. / Октябрьская инфляция в Приднестровье составила около полпроцента. / Украина и «Газпром» теперь не могут договориться о цене октябрьского газа. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».