Фильм Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», покоривший Европу, на Родине восторга не вызвал (ВИДЕО)
Накануне вечером состоялась всероссийская премьера фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Картина, получившая «Серебряного льва» на Венецианском фестивале, у соотечественников восторгов не вызвала. Тема забытой всеми русской деревни, пьющих жителей и скудного быта в тысячный раз выстрелить неспособна, под каким соусом ни подавай. Складывается ощущение, что снимал свою картину Кончаловский для западного зрителя, для которого посмотреть на Россию «без прикрас» до сих пор в новинку. Обзор мнений – в материале «Нового Региона».
Накануне поздно вечером на «Первом канале» состоялась общероссийская премьера фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Он продолжает серию работ о русской деревне, которую режиссер начал лентой «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», а затем продолжил фильмом «Курочка ряба». Как ранее писал «Новый Регион», все роли, кроме одной, в «Белых ночах почтальона Алексея Тряпицына» исполнили жители Архангельской области, где проходили съемки. Единственной профессиональной актрисой, занятой в картине, стала Ирина Ермолова – актриса екатеринбургских Театра драмы и «Коляда-театра». Как рассказывали герои фильма, сценария заранее не писалось, Кончаловский просил почтальона Тряпицына делать то, что он привык делать в повседневной жизни, и лишь немного корректировал его слова и поведение в кадре. То есть фильм можно считать отчасти документальным: русская деревня – такая как она есть. В сентябре картина уже получила «Серебряного льва» Венецианского фестиваля за лучшую режиссуру. По всей видимости, для европейских зрителей фильм и снимался: для них до сих пор в диковинку наблюдать за жизнью российской глубинки. Но на родине это не сработало, «Белые ночи…» не вызывают эмоционального отклика. Куда страшнее и трагичнее смотрятся документальные проекты о погибающих деревнях, коих отснято великое множество. Кончаловскому же не удалось ни сказать о проблеме что-то новое, ни подать ее под другим углом.
Пара слов о сюжете. Деревня Вершинино Архангельской области почти отрезана от цивилизации, и почтальон – главное связующее с ней звено. Алексей Тряпицын каждый день ездит на моторной лодке за письмами и газетами, привозит жителям деревни пенсии, иногда покупает для них на большой земле даже хлеб. Он вхож в каждый дом, знает, кто сегодня напился, у кого дома скандал, а кто мечтает уехать из деревни навсегда. Об этом мечтает и одноклассница Тряпицына – Ирина (Ирина Ермолова) – со своим сыном Тимкой. Тряпицын же мечтает наконец-то перестать быть одиноким и связать свою жизнь с Ириной. Он учит Тимку пахать плугом и везет его искать кикимору в болоте. Периодически за спинами героев взлетают в космос ракеты – рядом с Вершинино расположен космодром Плесецк.
Казалось бы, мысль Кончаловского понятна: в России научились запускать ракеты в космос, а совсем рядом, по соседству, кое-как влачат свое существование обычные «мелкие людишки», у которых всех забот – выкопать картошку, посмотреть «Модный приговор» по ящику и выпить с соседями водки. Русская деревня у Кончаловского романтизирована, трагедии в «Белых ночах…» нет. Да, заброшенные дома с мебелью и занавесками внутри, да, заброшенная школа – все это пройдено, снято и переснято десятками режиссеров. Поэтому фильм вызывает лишь вопрос: «И что? Что хотел сказать автор?». Ну деревня, ну пьющие жители – кто в России не видел такого раньше? Стоит выехать за пределы мегаполиса, отъехать на 30-40 километров – и вуаля! – вы в уральской/вологодской/архангельской деревне Вершинино. И наверняка там вы столкнетесь с картинками пострашнее.
Нельзя сказать, что «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» плохой фильм. Здесь хорошая операторская работа – северные леса и озера завораживают. Хорошая актерская работа, если можно так сказать, учитывая, что актеров в фильме почти нет. За мимикой Тряпицына можно наблюдать, не отрываясь, персонаж он уж очень колоритный, как и вечно пьяный местный юродивый Колобок. Хорошо влилась в роль чужой среди своих актриса «Коляда-театра» Ирина Ермолова: она, конечно, слишком городская на фоне настоящих сельских жителей, слишком красивая и белокожая, но и по замыслу фильма она не такая, как «все они». Отлично играет Тимку Тимур Бондаренко, который очень натурально пугается кикиморы, заставляя и зрителя вспомнить свои детские кошмары. Но в итоге катарсиса все-таки не случается. Фильм Кончаловского – добротный ровный фильм про русскую деревню. Ни больше ни меньше.
Отметим, что в Екатеринбурге премьеры «Белых ночей…» ждали, пожалуй, чуть больше, чем по России – в картине задействована известная в городе актриса Ирина Ермолова. Поэтому сегодня в соцсетях многие екатеринбуржцы высказывают свое мнение по поводу фильма.
«А мысль в фильме простая: мы отправляем в космос ракеты, а люди русские живут хуже свиней», – написал на своей странице «ВКонтакте» режиссер Николай Коляда.
«Ирина хороша, играет лучше, чем они живут – просто «луч света...»! ) А кино на меня впечатления не произвело: есть такой жанр повседневность родины своей продавать, перефразирую известное высказывание..) Но это для А. С. Кончаловского и европейских кинокритиков это наверное будоражаще и приоткрывает в провинциальной русской житухе хайдеггеровский «просвет Бытия») А меня так вот в Тагиле уже тошнит после 3 недель неприбранного упаднического городка (про российскую деревню все уж тем более грустно...)», – пишет в «Фейсбуке»* Родион Брызгалов.
«Может мы уже толстокожие? Покажи нам провинциальную Айову или Сардинию – смотрели бы не отрываясь. А «грехи нашей родины» – как привычная и уже неострая боль. Трагедия – не на экране, а по его обе стороны», – предполагает Андрей Бобрихин.
«Лубошный лубок с дурацкой ракетной пиротехникой. Природа красивая», – написал в «Фейсбуке»* Сергей Шевалдин.
Интересно, что самому Алексею Тряпицыну, который посмотрел фильм впервые вчера, как ив се остальные россияне, картина понравилась.
«Наша жизнь показана без прикрас, все обстоятельства, даже которые выдуманы, все реальны и вполне могли случиться, – рассказал Тряпицын корреспонденту «ИТАР-ТАСС» после просмотра. – Не ожидал, что такой интерес будет к фильму».
Ссылки по теме:
Фильм с участием екатеринбургской актрисы Ирины Ермоловой получил «Серебряного льва» Венецианского фестиваля >>>
Фильм с участием екатеринбургской актрисы Ирины Ермоловой покажут на Венецианском фестивале >>>
Известная екатеринбургская актриса Ирина Ермолова снялась в фильме Андрея Кончаловского (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».