российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 2 ноября 2024, 16:20 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Бедняки, безработные или бизнесмены – кто может выйти на уличные митинги в 2016 году Эксперты предсказывают новую протестную волну на фоне выборов в Госдуму

Парламентские выборы 2016 года рискуют повторить сценарий масштабных уличных протестов конца 2011 года, только на этот раз властям будет гораздо труднее справиться с недовольством граждан, считают эксперты Центра экономических и политических реформ. Как показывают социологические исследования, за последние четыре года протестные настроения переместились из Москвы и Санкт-Петербурга в административные центры регионов России. При этом движущей силой протеста теперь является не «креативный класс», а малоимущие слои населения, больше всех пострадавшие от экономического кризиса.

Кто на самом деле поддерживал «Болотный протест»

Как передает корреспондент NDNews.ru, в новом докладе «Протест – 2016: Спровоцируют ли выборы в Госдуму акции недовольства властью?» аналитики ЦЭПР проводят социологический анализ протестных митингов образца 2011-2012 годов, и на его основе оценивают потенциал народных волнений перед новыми выборами в российский парламент, которые состоятся в сентябре 2016 года.

«Предыдущие выборы в Госдуму прошли на фоне беспрецедентного за «путинскую» эпоху падения рейтинга власти и роста протестных настроений. Несмотря на сложности, «Единая Россия» сумела сохранить большинство в Госдуме, что вызвало многочисленные обвинения власти в фальсификациях. Обширная кампания против «Единой России» в предвыборный период после голосования трансформировалась в серию крупных протестных митингов, волна которых прокатилась по всей стране», – отмечается в докладе. По мнению экспертов, эти события были предсказуемыми, если опираться на исследования социологов, сделанных в 2010 году. Тогда, по данным ВЦИОМ и ФОМ, почти четверть россиян была готова к политическому и гражданскому протесту.

Близкие к власти аналитики считают, что аудиторию митинга на Болотной составили «белые воротнички» и городское мещанство, то есть исключительно средний класс в двух столицах. Эксперты ЦЭПР с этим утверждением в корне не согласны. По их мнению, хотя эскалацию протестных действий обеспечила достаточно узкая прослойка горожан, в глубине протеста лежало недовольство самых разных групп населения. Такой вывод авторы доклада делают на основе опроса граждан, проведенного ВЦИОМ в декабре 2011 года. Тогда 10% опрошенных были готовы присоединиться к уличным акциям, 38% высказывали сочувствие к манифестантам, 28% не поддержали протест.

Согласно данным опроса, основную часть первой группы составили люди с высоким материальным достатком (25% отметили, что могут позволить себе покупку машины, квартиры, дачи) и служащие в государственных и муниципальных учреждениях (38%). При этом большинство готовых присоединиться к протесту были жителями Москвы и Санкт-Петербурга.

Среди респондентов, которые считали требования протестующих обоснованными, но не были готовы принимать непосредственное участие в акциях неповиновения, социальная база оказалась еще более размыта. В этой группе были пенсионеры (33%), занятые домашним хозяйством (31%), неквалифицированные рабочие (29%), бизнесмены (30%), люди с низкими доходами, жители Северного Кавказа, и даже силовики и правоохранители (21%). «Видно, что база пассивного одобрения была, согласно данным ВЦИОМ, достаточно широка: нельзя говорить о том, что прослеживались социальные или экономические группы, вообще не испытывавшие симпатий к протестам рубежа 2011 и 2012 годов», – говорится в докладе.

Кто готов протестовать на улицах сегодня

Сравнивая социологические данные 2010 – 2012 годов с текущим протестным потенциалом в обществе по данным за 2014 и 2015 годы, эксперты ЦЭПР выделяют два качественных изменения.

Во-первых, социальная база недовольных властью граждан существенно выросла. По данным ВЦИОМ, в 2014 году о своей готовности участвовать в уличных акциях заявляли молодые люди (18-24 лет – 16%), люди со средним или неполным средним образованием (19%), безработные (31%) и занимающиеся домашним хозяйством (21%), студенты (17%), бизнесмены (17%), государственные и муниципальные служащие (22%). То есть по сравнению с событиями 2011 года в протест более активно вовлечены предприниматели и безработные.

Также за последние два года стало заметным смещение протестных настроений в малообеспеченные слои населения. В опросах 2015 года среди выбравших вариант «Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты» готовы протестовать 30%, среди ответивших «На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна» – 25%, среди ответивших «Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели для нас проблема» – 17%.

Во-вторых, социологические данные свидетельствуют о том, что крупные города, административные центры регионов становятся потенциальными точками протеста. Властям удалось локализовать городской протест в столицах, который остается на уровне 6%. Но за это время существенно выросло количество готовых протестовать жителей городов-миллиоников (с 11% в 2014 году до 20% в 2015 году), и городов с населением менее 500 тысяч человек (20-23% для разных типов городов по количеству населения). В географическом отношении лидерами по потенциалу протеста стали удаленные от центра регионы: среди жителей Дальнего Востока готовы протестовать 30%, Сибири и Северного Кавказа – 27%, Приволжского и Южного федеральных округов – свыше 20%.

Накапливающееся социальное напряжение неизбежно отразится на результатах выборов 2016 года, считают аналитики ЦЭПР. «Риски протестного голосования против власти прослеживаются уже сейчас – результаты «Единой России» по итогам 2015 года заметно снизились в сравнении с «посткрымским» 2014 годом, системные кандидаты в губернаторы начали проигрывать выборы в административных центрах регионов. В настоящее время сложно спрогнозировать, протест какой силы и продолжительности может иметь место в 2016 году.

В 2011 году «думская» кампания позволила обществу «выпустить пар», при этом не разрушая систему, – после выборов городской протест стих. В текущих условиях возможные общественные волнения будет значительно сложнее локализовать и безболезненно купировать. Долгосрочный, депрессивный характер экономического кризиса, накапливающаяся масса нерешаемых социальных проблем, затрагивающих всех жителей страны, могут спровоцировать протест с гораздо большим потенциалом угрозы для власти. При этом риски социальных взрывов распространяются не только на выборы в Госдуму 2016 года, но и на период 2017-2018 годов, связанный с подготовкой к выборам президента России», – отмечается в докладе.

Москва, Екатеринбург, Валентина Ярославцева

Москва, Екатеринбург. Другие новости 12.01.16

В 25 свердловских территориях отменят регистрацию рождений и смертей в ЗАГСах. / Болельщики просят правительство повлиять на полицию, начавшую «перепись» футбольных фанатов (ДОКУМЕНТ). / Стоимость пакета акций «Свердловскавтодора» упала в полтора раза (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках