«Кто виноват в ситуации в Белоярке? Глава» Интервью NDNews.ru с министром энергетики и ЖКХ Николаем Смирновым
В Свердловской области завершается отопительный сезон, который сопровождался многочисленными скандалами и даже уголовными делами. Параллельно начался новый цикл капитальных ремонтов многоквартирных домов, который в первый свой год был, мягко говоря, не самым удачным. О новом руководителе фонда капремонта, о настоящем виновнике ситуации в Белоярке, схемах с объявлением ЧС ради выделения средств из резервного фонда и разделении домов на эффективные и не очень NDNews.ru поговорил с министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаем Смирновым.
Про капремонт
Екатерина Норсеева: Не могу не начать с темы капремонта. Что нас ждет в этом году? Поделитесь информацией по предстоящим ремонтам.
Николай Смирнов: Вообще-то они уже идут. В Верхней Салде, Невьянске, Кировграде, Горноуральске, Левихе, Белоярке, Сухом Логу, Заречном, Лесном, Качканаре, Ревде и Шале. Плюс вот-вот начнут ремонтировать девять домов в Екатеринбурге. А в Кировграде, например, даже уже есть полностью выполненные работы по кровле, по электрике. Идет приемка.
Это доделывают то, что осталось с прошлого года?
Н.С.: Нет, это уже новые.
А те, что с прошлого года остались?
Н.С.: В этом году должны завершить ремонт 835 домов. Часть работ будут завершать те же организации, с которыми были заключены договоры предыдущим руководством фонда, по части домов со строительными организациями мы расторгли контракты и провели новые конкурсы.
А с кем расторгли?
Н.С.: Со «Стройдором», ИП Пермяков, «Юнистроем» (о деятельности организации NDNews.ru писало ранее, – прим. ред.), «Севергазстроем». Дома, где контракты заключались заново, должны будут отремонтировать до конца текущего года. По остальным, где контракты не расторгались, работы должны быть завершены до 1 июля.
А основная причина расторжения контрактов?
Н.С.: Невыполнение работ. Но с некоторыми подрядчиками не полностью расторгали контракты. Например, если строители уже зашли на дом, то этот же подрядчик и доделывает работы, а если не зашли – то до свидания.
В общей сложности сколько отремонтируют домов в этом году?
Н.С.: Чуть больше 2200, включая прошлогодние.
А что с жилыми домами, которые являются памятниками архитектуры? Понятно уже, за чей счет их будут ремонтировать?
Н.С.: Как раз сегодня пришло письмо с разъяснениями, что, действительно, ремонты таких домов в пять раз дороже, поэтому федеральные власти, учитывая непростую экономическую ситуацию, предлагают перенести их на более поздний период. И рассмотреть возможность финансирования этих работ на эту дельту за счет средств бюджетов всех уровней.
То есть жители продолжают платить?
Н.С.: Да, они накапливают средства, а остальное будет доплачивать бюджет. Ориентировочно сроки будут сдвинуты года на два.
Почему на смену формы накопления от общего котла к спецсчету свердловские законодатели отвели год, а не 3 месяца, как это сделали в Москве или Ярославле?
Н.С.: Москву трогать не будем – там объем средств, выделяемый из бюджета города на капитальный ремонт, равен объему средств, которые платят жители. И они могут себе это позволить. Что касается нашего региона, то нам это время нужно, чтобы накопить для возврата собственникам деньги, которые они накопили за время пребывания в «котле». Ведь эти средства не лежали просто так – ими рассчитывались за ремонт других домов.
По итогам прошлого года как раз таки лежали…
Н.С.: Давайте договоримся не обсуждать ту команду? К концу этого года на счетах останется минимальная сумма. И как мы сможем вернуть деньги тем, кто собрался уйти на спецсчета? Этот год дается на то, чтобы накопить эти средства и перечислить на спецсчет. И потом. Хотеть – одно, а мочь – совсем другое. Департамент по строительному и жилищному надзору проверил дома, которые открыли спецсчета. Так более 200 домов уходят в котел, потому что за год с лишним собираемость по ним составила менее 50%, а по федеральному закону, если так происходит, взносы автоматически переводятся в котел. А вообще, если решили открыть спецсчет – пожалуйста. Но понятно, что за три месяца вы там никаких особенных денег не накопите, так что никаких ущемлений граждан нет. Даже за год ориентировочно можно накопить сумму в пределах 100 тысяч рублей, но что на них можно отремонтировать на целом доме?
Раз уж заговорили про старую команду фонда, что там с новым главой?
Н.С.: Выбирать будем на конкурсной основе в три этапа, второй будет проводить федеральный минстрой, когда регламенты будут приняты. Да, сейчас есть 10 вопросов, но непонятно, сдал – это 5 или 8 правильных ответов. Так что мы не можем объявить конкурс, пока нет регламентов.
А в Минстрое хотя бы ориентировочные сроки называют, когда появятся эти регламенты?
Н.С.: Пока разрабатывают. Тот приказ, который Минстрой издал по требованиям к директору фонда, Минюст уже в третий раз отклонил и не зарегистрировал.
В прошлом году было несколько случаев, когда вместо ремонта строители приносили еще больше разрушений. Каков механизм компенсации жителям, чьи квартиры пострадали во время капремонта?
Н.С.: Ряд домов были поставлены в программу, несмотря на то, что их ремонтировать было нельзя, потому что по состоянию они были близки к аварийным. В некоторых из них невозможно было пройти по потолку, ремонтируя кровлю, чтобы он не провалился. И это вина органов местного самоуправления и подрядной организации, которая проводила обследование дома. В договорах прописано, что строительная организация, которая зашла на дом, должна устранять все проблемы за свой счет – даже если муниципалитет и проектная организация допустили ошибку и включили аварийный дом в программу. Затопили, проломили – организация обязана за счет своих средств полностью все восстановить.
Строители, когда на дом заходят, как правило, свои визитки не оставляют. С кого спрашивать-то?
Н.С.: У нас требование – на каждом доме должна быть информация о том, какая строительная организация проводит работы. Ну и как минимум администрация это знает. И если у жителей какая-то сложная ситуация, они должны обратиться в администрацию города за помощью. А такие ситуации, к сожалению, будут. Вы сами знаете, какие дома ремонтируются в первые годы программы. Но если что-то случилось, организация должна все исправить. Был случай, когда в Асбесте утром в доме провалился потолок, а вечером житель мне позвонил, хотя я даже про этот случай не знал, и поблагодарил, что так быстро все отремонтировали.
Так может просто не допускать попадания таких домов в программу?
Н.С.: В этом году была создана комиссия, и те организации, которые проводили обследование домов – спорные объекты выносили на ее обсуждение. Мы приглашали администрацию и рассматривали вопросы о том, оставлять ли в программе капремонта эти дома, возможно – выполнять только один или два вида работ, чтобы люди могли дожить нормально до расселения, или – исключать полностью. Не всегда главы прислушивались к нам, но уже более 200 домов исключено. А сейчас появились новые поправки в законодательство – если износ хотя бы одного вида, по которому должны проводиться работы, составляет 70%, то такой дом в программу не включается. Мы отправили главам это условие. И еще – если в доме есть только один или два вида коммунальных услуг, то он тоже в программу не попадает. Если в доме печное отопление и электрика, а туалет и колонка на улице, то грех людей заставлять ремонтировать такие дома.
А те 200 домов, которые исключили, в каких муниципалитетах находятся?
Н.С.: Например, 26 домов в Асбесте. Мне в этом году вообще подход Асбеста понравился.
Видимо, местные жители их там выдрессировали.
Н.С.: Там администрация пришла другая. И мы с ними все «деревяшки», то есть дома, фанерой обитые, исключили. Аналогичная ситуация в Белоярском районе.
А в Екатеринбурге?
Н.С.: И в Екатеринбурге. Вы по своим же публикациям можете видеть, какие дома в этом году в ремонт попали – это уже не халупы деревянные, а трех- и пятиэтажные дома. В Екатеринбурге очередь дошла до 50-х годов постройки. Все старые дома 30-х годов мы либо исключили из программы, либо отремонтировали в прошлом году.
Про Белоярку и схемы с режимами ЧС
Тема с Белояркой никак не утихает – другие муниципалитеты Свердловской области застрахованы от ситуации, которая там сложилась при модернизации?
Н.С.: Это была одна из проблемных территорий. Центральная котельная, которая находилась на расстоянии 3 км от отапливаемых объектов, была в аварийном состоянии. В течение трех лет Ростехнадзор не давал разрешение на ее эксплуатацию. Поэтому было принято решение, что они разработают новую схему теплоснабжения, в которой определят альтернативные теплоисточники, рассчитают нагрузки и диаметры сетей. Область выделила средства на замену всего сетевого комплекса, а Белоярский городской округ должен был за свои деньги построить котельные. В итоге сети все положили, центральную газовую котельную поставили, а вторую – меньшей мощности – не успели.
Ну то есть от такой безалаберности, когда кто-то что-то не успел сделать, мы не застрахованы?
Н.С.: Безалаберность всегда возможна – от нее никто не застрахован. Но по всем остальным пилотным муниципалитетам – Верхотурье, Горноуральский, Верхние и Нижние Серги – нет такого, как нет и того, что одна котельная строится за деньги муниципалитета, а другая – на средства области.
И кто в итоге виноват в ситуации в Белоярке?
Н.С.: Глава, на мой взгляд.
На прошлой неделе прокуратура прислала информацию о привлечении к ответственности главы Дегтярска за то, что там незаконно был введен режим ЧС по теплу – котельную не успели в срок построить. Почему так получилось, что им потребовалось ввести режим ЧС? Почему они дотянули?
Н.С.: Котельная там 1936 года, самая старая в области, и была поставлена задача – ее законсервировать и построить три новых (теплоисточника) . В итоге одна была уже введена в эксплуатацию, остальные надо было строить, чтобы к отопительному сезону полностью была обновлена система. Глава объяснил, что если бы он соблюдал все процедуры, то строительство началось бы в феврале-марте, а сам процесс занял бы 6-7 месяцев, и к отопительному сезону он бы не успел. И поэтому пошел на эти действия. Он выбирал из двух зол – либо его накажут за заключение контракта в режиме ЧС, либо его накажут за то, что он заморозил жителей.
Так известно было давно, что котельная совсем древняя, и что ее нужно заменять, и что стройка займет полгода. Нельзя было раньше начать?
Н.С.: Он не мог объявить конкурс и заключить контракт, пока не было денег. Сделали проект, он прошел экспертизу, и только после этого выделялись средства.
Но все-таки режим ЧС действительно предполагает возможность получения денег из резервного фонда…
Н.С.: Что касается госпожи Петровой, которая пишет, что я выделяю деньги из резервного фонда, то только председатель правительства и губернатор могут это делать. А по Дегтярску эти деньги были заложены в программе, то есть планово.
Тем не менее, у глав МО есть лазейки к средствам резервного фонда?
Н.С.: Главы не принимают решение о том, чтобы получить деньги из резервного фонда. Мы ведь можем принять решение, чтобы глава за средства муниципалитета реализовал проект, но если мы видим, что ситуация действительно острая, то может быть принято решение о выделении денег. Но здесь была совсем не та ситуация.
Про энергетику
Недавно замглавы минстроя Андрей Чибис напомнил о введении классов энергопотребления жилья. Речь шла, если я правильно поняла, в том числе о введении разных тарифов для разных по степени энергопотребления домов. Насколько это сейчас необходимо?
Н.С.: Категорирование зданий по классу прописано в федеральном законе. И у нас, например, в Академическом уже и сейчас на домах висят таблички, где написан класс энергопотребления. Есть даже категории А, но это, конечно, единичные объекты. В основном – B и B+. А что касается дифференциации тарифов, то это довольно спорное предложение. Потому что житель не виноват, что он проживает в доме с низким классом энергоэффективности. К тому же в наиболее старых домах проживают наименее обеспеченные граждане. Но если обсуждение ведется, чтобы заставить людей задуматься над тем, что чем более энергоэфективное здание, тем меньше ты платишь, то это правильно. С другой стороны, если в здании со средней степенью энергоэффективности поставить приборы учета и пластиковые окна, то вы уже будете экономить.
А как дела с закрытием схемы теплоснабжения Екатеринбурга?
Н.С.: Программа реализуется с прошлого года. Например, те работы, которые были организованы в рамках подготовки к зиме, велись с учетом перехода на закрытую схему – например, менялись магистрали под те диаметры, которые в дальнейшем будут использоваться. А сейчас ТГК с министерством прорабатывают вопрос по привлечению инвестиций на установку индивидуальных тепловых пунктов в домах в рамках этой программы. При этом мы прекрасно понимаем, что те сроки, которые Федерация оговаривала по переходу на закрытую схему теплоснабжения, вероятней всего будут продлены. Таких продвинутых регионов, как Пермь, Екатеринбург, Москва и еще два-три – мало. Практически еще никто к этой работе не приступал.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2016, РИА «Новый День»