российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 5 ноября 2024, 06:24 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Юлия Шатова: Самая адекватная информация – в интернете

Информационный портал медиасообщества Северо-Западного региона – Lenizdat.ru опубликовал интервью с главным редактором РИА «Новый Регион» Юлией Шатовой. О сетевых СМИ, политической заказухе, журналистике на постсоветском пространстве и перспективах развития агентства – материал Ирины Корженевской. Текст интервью приведен полностью.

В сетевой нише политической журналистики прочно обосновался ресурс «Новый регион». Он интересен хотя бы тем, что трудно понять сразу, на чьей он стороне: с одной стороны, великодержавные заявления, с другой – критика авторитарных решений президента Путина. Прояснить ситуацию Lenizdat.ru попытался в разговоре с главным редактором РИА «Новый Регион» Юлией Шатовой.

Lenizdat.ru: Расскажите подробнее о реорганизации вашего ресурса (ноябрь 2001), о переходе на новый формат (сентябрь 2004). Чем были продиктованы эти решения? Связано ли это со сменой команды или с изменением политической ситуации в стране?

Ю.Шатова: Подоплека принятия тех или иных решений всегда неоднозначна. И с годами какому-то отдаленному факту находится все больше объяснений. В 2001 году молодое уральское издание «Регион-Информ» (имеющее тогда отделения в Екатеринбурге и Перми) сменило собственника. Контрольный пакет акций купил крупный российский алюминиевый холдинг. Алюминщики первым делом решили сменить руководство агентства, за которым ушла и вся команда. Вообще приобретение интеллектуальной собственности – весьма специфическая вещь. При неуклюжем подходе может оказаться, что вы купили 20 старых компьютеров, стульев и столов. Ну и, конечно, бренд, который без должного наполнения выдыхается за полгода. Так случилось и с «Регион-Информом». Из него ушла команда вместе с руководителями. Частично на энтузиазме, частично на инвестициях конкурентов алюминщиков было создано новое агентство. Над названием долго не бились: «Новый Регион» – по аналогии с «Новыми известиями» и прочим «новьем».

Теперь о ситуации в стране. Конечно, она влияла на развитие агентства. Во-первых, ни для кого не секрет, что если региональное СМИ не прикормлено конкретной ветвью местечковой власти – областными или муниципальными СМИ, не является рупором ФПГ, то живет и выживает оно на том, что постоянно пытается выбить какие-то инвестиции. Огромное подспорье в этом вопросе – череда выборов. От федеральных до самых мелких – глав районов. «Регион-Информ» не был исключением. Когда в целях противодействия терроризму в России начали отменять выборы, сначала упростили систему избрания глав субъектов РФ, затем отменили выборы одномандатников, региональные СМИ начали заметно хиреть. Сохранившиеся выборы мэров и ЗакСов общей картины изменить уже не могли – региональные СМИ перешли на хлеб и воду и выстроились в очередь за кормовыми у порогов администраций всех уровней. Здесь бы, конечно, хорошо привести какую-нибудь цифру о том, как сократились региональные СМИ за последние два-три года. Но я этой цифрой, к сожалению, не располагаю. Однако совершенно очевидно, что региональная журналистика в загоне. Когда вы последний раз читали новости из Новосибирска, Владивостока или Самары? Серьезные региональные ресурсы пока сохранились на Урале и, пожалуй, все. О жизни шестой части суши вообще ничего не известно. Я, конечно, не имею в виду крупные мероприятия или съезды «Единой России» в регионах. Об этом сообщают федеральные СМИ.

Так вот, «Новый Регион» стал искать другие площадки. Изучать спрос и предложение. Так родился проект «НР-Крыма». О нем могу говорить горячо и подробно – любимый ребенок. Когда мы туда пришли, это вызвало буквально шок у местного сообщества. В последние десять лет западные, в основном американские, фонды потратили миллионы долларов на то, чтобы прикормить крымских журналистов, отвратить их от России. Их без конца бесплатно возят на семинары и учебу в разные концы света, прививают, так сказать, космополитизм, вытравляют островное сознание. В итоге получился такой поразительный коктейль американской журналистики и совка. Но мы за год сумели объяснить крымчанам, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас «НР-Крым» – лучшее местное СМИ, и не только среди агентств. Я говорю с гордостью. Потом были Киев, Приднестровье.

Lenizdat.ru: Что вы скажете о нынешней российской политической журналистике. Сохранилась ли она как жанр? Или ее вытесняют политический пиар и политические технологии?

Ю.Шатова: Политическая журналистика без пиара и технологий невозможна. Журналист должен знать предмет, о котором пишет. Любая аналитическая статья «про политику» строится на разоблачении чьих-то технологий и пиар-ходов. Я так понимаю, что вы задали вопрос о промывке мозгов и обилии заказных материалов «на заданную тему» в отечественных СМИ. Но я считаю, что этого бояться не надо. Искушенный читатель с улыбкой сразу распознает «заказуху». А неискушенный просто не станет читать «очередную муть». А вообще политическая журналистика существует до тех пор, пока есть политики и политика. Вот с политикой в России все труднее. И политик у нас остался только один. И партия одна.

Lenizdat.ru: На вашем ресурсе размещаются материалы, где позитивно оценивается деятельность «Единой России», а если и содержится критика, то очень сдержанная. Значит ли это, что вы стараетесь быть лояльными в отношении российской власти?

Ю.Шатова: Сейчас в ряде регионов готовятся к осенним выборам. «Единая Россия» заключила с некоторыми местными редакциями договор на информационное обслуживание. Эти вопросы решаются на местах. По-моему, это нормально. Редакциям нужно выживать. Мы освещаем какие-то партийные мероприятия. Видимо, придется эти материалы помечать звездочкой – «на правах рекламы…" В целом «Новый Регион» позиционирует себя как патриотическое, оппозиционное СМИ. «Единая Россия» – это временно. Пока у патриотов нет возможности участвовать в выборах.

Lenizdat.ru: Не возникает ли у вас проблем с официальными структурами Молдовы, Грузии и Украины из-за того, что вы выступаете за включение Абхазии, Южной Осетии, Крыма и Приднестровья в состав России? Не подавали они на вас в судебные инстанции?

Ю.Шатова: Там столько проблем, что судиться с «Новым Регионом» им пока просто недосуг. Этим и пользуемся.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли ваше агентство с российскими политическими партиями и организациями, которые, как и вы, выступают за присоединение к России Крыма, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья: с «Родиной», ЛДПР, НБП?

Ю.Шатова: Только с «Родиной». Там взрослые, воспитанные, нормальные люди.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли вы с известными российскими политологами? Пользуетесь их советами, разработками?

Ю.Шатова: Да, мы сотрудничаем со всеми политологами, но кого-то любим больше, кого-то меньше. Кого-то совсем не любим. Очень интересные ребята-политологи в провинции, с незамыленным взглядом, со знанием фактуры. В Екатеринбурге очень сильная и агрессивная школа политконсалтинга. В Питере есть интересные аналитики. В Москве все очень предсказуемые. Сильно интегрированные друг в друга, с одним набором шуток и метафор. Хотя, может быть, я категорична.

Lenizdat.ru: Ваш сайт часто обновляется эксклюзивными материалами. Сколько приблизительно людей задействовано в «Новом Регионе»?

Ю.Шатова: Порядка 50 человек. При реализации какого-то крупного проекта может быть и больше.

Lenizdat.ru: Кто имеет шанс стать корреспондентом вашего издания? Нужно ли для этого иметь специальное политологическое образование?

Ю.Шатова: У нас работают журналисты (по образованию) – примерно 10%, философы – еще 10%, культурологи, филологи. Редактор в Крыму – прекрасный, образованный человек, разбирающийся в современной литературе и кино, – на поверку оказался военным. Образование – это условность. Хорошо, если она соблюдена.

Lenizdat.ru: Проходят ли ваши журналисты какие-нибудь стажировки?

Ю.Шатова: Мы любим людей с Урала отправлять в Крым и Киев, чтобы они: а) не закисли; б) расширили кругозор. И наоборот, естественно.

Lenizdat.ru: Почему вы пристально отслеживаете ситуацию только на Украине, а ситуацию в других постсоветских странах – постольку-поскольку. Значит ли это, что, на ваш взгляд, Украина занимает особое место среди стран, образовавшихся после распада СССР?

Ю.Шатова: О каких странах мы говорим? Где может нормально, подчеркиваю, нормально работать независимый журналист из России? В Белоруссии? Средней Азии? На Кавказе? Вот осваиваем сейчас Молдову. Очень хочется прийти в Прибалтику. Но нужен какой-то особый концепт, подход. Просто занять пророссийскую позицию и огульно ругать местные власти не хочется.

Завести корпункт можно за месяц, передать технологии, наладить работу. Но нужно четко знать инвесторов проекта и быть уверенным в том, что завтра, после того как мы что-то раскритикуем, нас не депортируют в 24 часа.

Lenizdat.ru: Не собираетесь ли вы открывать корпункт в Петербурге?

Ю.Шатова: Собираемся. Переговоры прошли. Решаем финансовый вопрос. Питер – особое место. И, кстати, в информационном плане плохо освоенное. Думаю, что после нашего открытия в результате здоровой конкуренции этот пробел исчезнет.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли уже сейчас с питерскими журналистами?

Ю.Шатова: Нет. Мы к ним присматриваемся. Говорят, что у них сильная сторона – скромность и адекватность, а слабая – лень и сильное влияние совка. Может, врут.

Lenizdat.ru: Несмотря на то, что вы в целом положительно оцениваете деятельность президента Путина, вы поместили информацию, что ряд петербургских политиков критикуют решение петербургского ЗакСа избрать его почетным гражданином северной столицы. Как вы сами оцениваете это избрание?

Ю.Шатова: Мы сдержанно относимся к деятельности Владимира Путина и отрицательно – к путиномании. Инициатива питерских парламентариев вполне укладывается в логику событий последних лет. На том же Урале открываются кафе «Владимир Путин», устанавливаются бюсты президента в различных местах. Будем надеяться, что все это скоро кончится.

Lenizdat.ru: Каким образом вы собираетесь поднять число уникальных посетителей до 30000 в день? Предполагается онлайновая раскрутка или оффлайновая? Или то и другое? Или это секрет?

Ю.Шатова: Это секрет. Не могу назвать даже сроки, когда все начнется. Очень боюсь сглазить.

Lenizdat.ru: Как вы думаете, не выдавливает ли онлайновая журналистика печатные СМИ? Или это мнение человека из большого города, а точнее – офисного работника из большого города?

Ю.Шатова: Однозначно выдавливает. Зачем покупать газеты, которые сообщают о вчерашних событиях? По этой же причине люди не смотрят телевизионные новости. Они не только ангажированы, но и вторичны. Самая адекватная информация – в интернете. Вторая часть вашего вопроса меня смутила. Видимо, вы никогда не были в глубинке, если думаете, что там читают какие-то газеты, кроме сборника кроссвордов и еще какой-то развлекухи. Серьезные периодические издания – это ХХ век. Сегодня они интересны только своим хозяевам, пресс-службам крупных холдингов ну и еще десятку аналогичных структур. Мне представляется, что будущего у них нет. В конкурентной борьбе они вчистую проигрывают онлайновым СМИ. Хотя бы потому, что последние при наименьшей затратности (не нужно тратиться на бумагу, типографию и пр.) гораздо оперативнее и живее.

Санкт-Петербург. Другие новости 21.06.06

21 июня ожидаются следующие события. / Екатеринбургскому метро неожиданно повезло: чиновники и политики всех мастей соревнуются, кто больше найдет денег на строительство новой станции (ФОТО). / Свердловский премьер спас мэра Екатеринбурга от журналистов. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках