Горевшая в конце декабря атомная подводная лодка «Екатеринбург» в момент ЧП несла на борту ядерные боеголовки. Об этом в понедельник пишет журнал «Коммерсантъ-Власть». Издание публикует собственное расследование чрезвычайного происшествия на судоремонтном заводе в поселке Росляково под Мурманском, которое едва не обернулось вторым Чернобылем за три дня до нового года. Во время пожара, с которым МЧС боролось целые сутки, на борту АПЛ К-84 «Екатеринбург» находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора, пишет журнал.
Как отмечает издание, слухи о наличии ракет и торпед на подлодке начали опровергать почти сразу после появления сообщений о пожаре. Специалисты разных уровней уверяли, что при любой постановке в док обычный и тем более ядерный боезапас с боевых кораблей и подводных лодок снимается.
Однако, по данным издания, в случае с «Екатеринбургом» этого не было сделано: лодка проходила краткосрочный осмотр, а в таких ситуациях командование иногда принимает решение не выгружать боеголовки. Более того, снятие ядерных боезарядов с подлодки может занять до двух недель, а значит сильно затянуть пребывание в доке, что в свою очередь может нарушить график выхода АПЛ на боевое дежурство.
Кроме того, уже после ликвидации пожара атомный ракетоносец не остался на заводе, а в первые же дни января спешно отправился на место постоянного базирования – в бухту Ягельная, где находятся склады межконтинентальных ракет и ядерных боевых частей, а также оборудование для их погрузки и выгрузки. Поскольку после пожара подлодка надолго вышла из строя, то единственная цель такого перебазирования – выгрузка находившихся на подлодке ракет и торпед, пишет издание.
Наконец, факт наличия боеприпасов на борту подтвердили журналу сразу несколько независимых друг от друга источников в командовании ВМФ и на Северном флоте.
Таким образом, пишет «Ъ-Власть», можно с уверенностью утверждать, что 29 декабря на «Екатеринбурге» находились: 16 (по данным ряда источников, чуть меньше) межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева», на каждой из которых, по официальным данным, обычно размещены четыре боеголовки; электрические торпеды и противолодочные ракетоторпеды (не исключено, что одна-две торпеды или ракетоторпеды были с ядерными боеголовками); два водо-водяных атомных реактора ВМ-4СГ тепловой мощностью 90 МВт.
Издание делает вывод, что в декабре прошлого года в России могла пройти крупнейшая техногенная катастрофа со времен Чернобыля – если бы огонь попал внутрь «прочного» корпуса подлодки, где находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора.
По мнению авторов статьи, взрыв хотя бы части торпедного боезапаса АПЛ привел бы к непредсказуемым последствиям. Сильный взрыв и пожар в носу могли привести к повреждению ракетных шахт в четвертом и пятом отсеках, после чего ракеты в них загорелись бы или взорвались. Остается только гадать, выдержали ли бы такое соседние шахты и не взорвались ли бы все ракеты.
Взрыв ракет привел бы к дальнейшим масштабным разрушениям лодки – и в зоне пожара мог оказаться и седьмой (реакторный) отсек. Высокие температуры и ударная волна могли повлечь за собой разрушение активных зон реакторов – и несколько тонн радиоактивных веществ оказались бы в зоне пожара с дальнейшим попаданием в окружающую среду.
В результате опасности подверглись бы не только жители Росляково, но и соседних Мурманска и Североморска. Эвакуировать почти 400 тысяч человек в условиях полярной зимы с Кольского полуострова – задача практически невыполнимая. Среди населения могла бы возникнуть паника, и неизвестно, как власти бы сумели успокоить граждан и организовать их спасение.
Кроме того, при взрыве «Екатеринбурга» погибли бы десятки людей в доке и рядом с ним. Были бы уничтожены сам док, лодка и БПК «Кулаков», была бы заражена радиацией акватория Кольского залива.
Что именно спасло нас от подобной катастрофы – умелые действия людей, тушивших пожар, героизм моряков, вытаскивающих торпеды из раскаленных аппаратов, грамотные действия командиров, вовремя принятое решение притопить док или простая случайность, – доподлинно неизвестно, резюмирует издание.
Напомним, что пожар на АПЛ «Екатеринбург» произошел вечером 29 декабря, когда подлодка проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе в Мурманской области. В результате возгорания пострадал в основном наружный «легкий» корпус. Тушение пожара заняло около 20 часов. По официальным данным, отравились дымом 9 человек – семь членов экипажа и двое пожарных. В то же время жители Мурманска, Североморска и Росляково сообщали в социальных сетях, что пострадавших было как минимум 15, в том числе с ожогами и обморожениями, и что один человек был госпитализирован.
По факту пожара возбуждено уголовное дело по ст. 347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности).
Сразу после возникновения пожара власти заявили, что риска радиоактивного заражения нет, так как реактор АПЛ был в момент возгорания заглушен, а боезаряды сняты.
30 декабря вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал, что АПЛ «Екатеринбург» будет отремонтирована в течение нескольких месяцев и вернется в состав Северного флота.
Спустя месяц Рогозин оценил ущерб в 500 млн рублей, а возвращение К-84 в строй перенес на 2014 год.
Атомная подводная лодка «Екатеринбург» была построена в 1984 году в Северодвинске и спустя два года спустя была зачислена в списки судов Северного морского флота. С 1996 по 2003 годы подлодка проходила ремонт с модернизацией на ремонтном заводе «Звездочка». На вооружении атомной подводной лодки может находиться до 16 ядерных баллистических ракет. Основу силовой установки субмарины составляют два ядерных реактора общей мощностью 180 МВт.
Москва, Наталья Аникина
Москва. Другие новости 13.02.12
Европа стала соучастником узурпации власти в Молдове. У социалиста Додона есть возможность выбора между позором и принципиальностью. / Европейское рейтинговое агентство заработает в этом году. Оно будет частным. / В Подмосковье охотники едва не съели больного бешенством лося. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».