Армения, союзница США и Ирана, демонстрирует, как напряженность между ними двумя может нарушить дипломатическое равновесие в регионе.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет влиятельный американский журнал The Christian Science Monitor.
В конце марта, когда Совет Безопасности ООН спорил, усиливать ли санкции против Ирана из-за отказа этой страны остановить свою ядерную программу, иранский президент Махмуд Ахмадинежад и его армянский коллега встретились у границы двух стран, чтобы ввести в строй новый трубопровод, доставляющий иранский газ в армянские дома.
Зажигая символический огонь, президент Армении Роберт Кочарян назвал церемонию «свидетельством нашей дружбы». Но некоторые из других друзей Армении – в особенности США – хотят, чтобы эта дружба не была такой теплой.
В то время как напряженность между Ираном и Западом приближается к точке кипения, Армении становится все труднее договариваться о часто конфликтующих альянсах в своем непростом окружении. Ее непрочное положение иллюстрирует потенциально дестабилизирующие последствия противостояния Запада с Ираном не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе.
Более 15 лет спустя после распада СССР уязвимый регион остается политически нестабильным. Ряд неурегулированных конфликтов – из-за сепаратистских регионов Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия – по-прежнему отравляет отношения между соседями.
Местную напряженность усиливает новое глобальное внимание к региону, поставившее страны в центр конкурирующих интересов. Россия, США, Европейский союз, Турция и Иран делают важные экономические или политические ставки на регион.
Сохранение хороших отношений с Ираном жизненно важно для Армении, маленькой, изолированной страны. Ее главные границы, с Турцией и Азербайджаном, закрыты, и страна до сих пор находится в состоянии холодной войны с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, непризнанного этнически армянского государства, которое юридически остается частью мусульманского Азербайджана.
Но США – это главный донор Армении и единственный финансист гуманитарной помощи в Карабахе. В ближайшие пять лет Армении также предстоит получить 235 млн. долларов помощи через главную программу президента Буша по международному развитию Millennium Challenge Account.
Уходящий министр иностранных дел Армении Вартан Осканян говорит, что союзники Армении понимают сложность ее положения. Но он также признает, что с увеличением напряженности возрастает давление, требующее выбрать, на чьей она стороне.
«В случае с Ираном и США мы, мне кажется, приближаемся к этой точке», – говорит Осканян, который родился в Сирии и получил магистерскую степень в Университете Тафтса в Медфорде, Массачусетс.
Аналитики говорят, что военный конфликт с Ираном станет катастрофой для региона, и многие в Ереване боятся, что его последствия отразятся на соседях Ирана на Южном Кавказе – Армении и Азербайджане.
«Если, не дай бог, будет военная операция против Ирана, Армения может в него втянуться. И Азербайджан тоже», – говорит Степан Сафарян, директор по науке в армянском Центре национальных и международных исследований, аналитическом центре, связанном с оппозиционной партией «Наследие».
При наихудшем сценарии, говорит Сафарян, операция может спровоцировать конфликт между двумя странами, которые до сих пор смотрят друг на друга через спорную и сильно милитаризованную линию прекращения огня недалеко от Ирана.
Армения тратит на армию 250-300 млн. долларов в год, прежде всего из-за неурегулированного карабахского конфликта. Расходы Азербайджана больше в три раза.
Но политики опасаются, что, даже если этот конфликт все-таки не дойдет до военного вмешательства, усиление напряженности между Ираном и Западом может разрушить тонкое дипломатическое равновесие в регионе.
У Армении и Азербайджана тесные связи с США и Ираном, хотя у христианской Армении связи с Ираном прочнее.
Несмотря на иногда напряженные отношения Ирана с Азербайджаном, аналитики отмечают, что эта страна играет важную балансирующую роль в регионе. Иран укрепляет отношения между Арменией и Азербайджаном и создает противовес влиянию России, ключевой региональной державы.
Пока Армении удается удерживаться на среднем курсе между США и Ираном. Она в основном хранит молчание по поводу иранской ядерной политики, но поддерживает с этой страной прозрачные экономические связи и, вместе с Азербайджаном, исподволь навязывает международные соглашения о нераспространении.
Но США обеспокоены развитием экономических связей между Арменией и ее соседом, особенно новым трубопроводом, который Армения считает стратегически важным. У Армении нет своих энергетических ресурсов, и в начале 1990-х годов она переживала серьезные нехватки в результате гражданской войны в соседней Грузии.
«Армения зависела от трубопроводов, которые шли по территории нескольких стран, – говорит Серж Саркисян, недавно ставший премьер-министром Армении. – Мы помним, какая ситуация была в Армении, когда трубопровод ломался. Представьте, каково сидеть в Ереване в январе без отопления, без воды, а на улице было минус 30».
Учитывая экономическую значимость Ирана для Армении, мало кто в Ереване думает, что Армения может что-то сделать, помимо того, что продолжит заявлять о нейтралитете до тех пор, пока это будет возможно. Но фасад прочных отношений Армении с Ираном скрывает обеспокоенность в стране поведением соседа.
«Все очень просто. Думаю, никому в Армении не понравится, если рядом с границей будет оружие массового уничтожения», – говорит Саркисян.
Ереван – Тегеран – Вашингтон, Всеволод Ягужинский
Ереван – Тегеран – Вашингтон. Другие новости 21.05.07
Американцы строят в Багдаде самое большое и дорогое в мире посольство. / Датские «совы» объединяются против «жаворонков». / Депутаты тайваньского парламента дерутся «понарошку». Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».