В последнее время тема рейдерства и корпоративного шантажа стала крайне популярной в российской прессе и деловых кругах. Поводов для этого предостаточно. Тем более что тень гринмейла падает уже не только на соотечественников, но и на западные компании, сравнительно недавно начавшие бизнес в РФ. Эксперты все чаще обращают внимание, в частности, на шведскую компанию «Восток Нафта», деятельность которой в России не обходится без громкого скандала и вызывает все больше вопросов о сути ее действий.
Гринмэйл – это не российское изобретение. Первые упоминания о враждебных корпоративных действиях с целью получения отступных в отношении корпоративных компаний в Великобритании относятся к XIX столетию. Широкое распространение гринмэйл получил в 80-х годах прошлого века.
Схема гринмэйлера, как правило, не отличается особым разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций предприятия, а потом по заранее разработанному сценарию начинает свою борьбу с ним, которую ведет до тех пор, пока не получит предложение о продаже своих акций по более высокой цене.
Обычный арсенал гринмэйлера включает в себя постоянные требования о проведении внеочередных собраний акционеров, жалобы в различные органы с целью инициировать проверки в отношении общества, его должностных лиц и крупнейших акционеров, беспричинное судебное обжалование решений и действий органов управления общества. Прибыли от таких действий могут позавидовать торговцы наркотиками и оружием – маржа может доходить до 1000 % от вложенных средств.
В цивилизованном мире давно научились бороться с гринмэйлерами с помощью установления крайне высоких налоговых ставок на подобные сомнительные доходы. Но самым главным ограничителем для гринмэйлера на Западе является, как ни странно, общественное мнение. Отношение к гринмэйлеру у западного бизнес-сообщества сродни отношению больного к прокаженному. В России, к сожалению, гринмэйл пока остается очень прибыльным бизнесом, на котором сделал свое состояние ни один миллионер.
Пока российские ученые и государственные умы размышляют над тем, каким образом воспрепятствовать «предприимчивым» российским гражданам пользоваться лазейками в несовершенном корпоративном законодательстве, ряд западных компаний решили поднять свое благосостояние за счет гринмэйла на российском рынке, поскольку такая деятельность в России не наказуема и не является предосудительной.
Как считают независимые эксперты, одной из таких компаний можно назвать шведский инвестиционный фонд «Восток Нафта» (ВН). В качестве «жертвы» ВН избрала для себя целый ряд российских сырьевых компаний. Интерес именно к этому направлению вполне объясним. Сырьевые компании в России в настоящее время переживают эпоху бурного развития, чему способствуют высокие цены на энергоносители. Желание стать публичными, разместиться на крупных мировых торговых площадках играет ВН на руку – жертвы скорее предпочтут заплатить гринмэйлеру требуемую «мзду», нежели вступать в скандальные судебные процессы.
Если проследить информацию о деятельности ВН в России, то можно найти исключительно информацию о скандалах и судебных процессах с участием ВН, которые позиционируют себя в качестве «борцов за права миноритарных акционеров». В качестве примера можно привести многочисленные судебные тяжбы кипрской компании Austro (Cyprus) Limited (дочерняя компания ВН, – прим. «НР») о взыскании с ОАО «Сахатранснефтегаз» около 96,4 млн. рублей за приобретенные акции. Хотя в то же время были основания полагать, что сделка была проведена с нарушениями, поскольку основной владелец компании ОАО «Сахатранснефтегаз» – правительство Якутии – оспаривало правомерность заключенного договора с ВН.
Не менее широкую известность также получила скандальная судебная война ВН и «Славнефти». Шведская компания, являясь миноритарным акционером «Славнефть-Мегионнефтегаза», инициировала ряд судебных разбирательств в России, а также в Бельгии и на Британских Виргинских островах. ВН требовал возместить убытки от недополученных дивидендов и обвинял «Славнефть» в том, что она вела с «Мегионнефтегазом» торговлю нефтью по трансфертным ценам и вывела из компании $1,2 млрд выручки за 2002-2003 годы. Несмотря на проигрыш миноритариями большинства дел, «Славнефть» вынуждена была выкупить у них 6,4% акций «Славнефть-Мегионнефтегаза». Сумма сделки не разглашалась. Однако накануне была проведена переоценка стоимости компании в сторону ее увеличения, а сумма сделки, по оценкам некоторых аналитиков, составила порядка $170 млн.
В прошлом году возник новый скандал. На этот раз в центре разбирательств с ВН оказался «Мечел». ВН потребовала остановить торги ADR ОАО «Мечел» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Причиной стал процесс консолидации активов, который дочерняя компания «Мечела» ОАО «Южный Кузбасс» проводит в отношении своих дочерних структур. Их акциями владеет ВН, обвинившая «Мечел» в применении трансфертного ценообразования и сокращении доходов миноритарных акционеров. Хотя в этой судебной войне, как и в случае со «Славнефтью», «Мечел» пока выигрывает, но это ничего не гарантирует, поскольку после всех судебных разбирательств ВН может все-таки удастся продать свои акции по очень высокой цене. По оценкам наблюдателей, это очень напоминает классическую схему гринмэйлера.
К слову сказать, владельцы ВН замечены в громком скандале не только в России, но и в Швеции, где действия компании расценивались как подкуп должностного лица. Речь идет о скандале, связанном с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдом (Карл Бильд в начале 1990-х занимал пост премьер-министра и прославился своей упорной охотой за советскими, а потом и российскими мифическими подлодками, которые якобы вторгались в шведские территориальные воды, – прим «НР»), который после назначения его главой МИД, категорически отказывался покинуть совет директоров ВН. Его мотивы понять можно: уж больно хлебное место, да и новая высокая должность может помочь повысить эффективность участия в ВН. Выйти из совета директоров ВН под давлением недоумевающей шведской общественности ему, конечно, пришлось, только вот уверенности в абсолютной незаинтересованности шведского министра в деятельности ВН нет.
Отдельно следует сказать о том, куда же «инвестирует» крупнейший шведский инвестиционный фонд деньги своих акционеров. Первый же взгляд на инвестиционный портфель ВН вызовет крайнее изумление у любого эксперта – свыше 90 % всех средств вложены в акции одной компании – Газпром. Оставшаяся часть портфеля состоит из небольшого количества акций дочерних компаний крупных российских промышленных холдингов.
Как считают эксперты, последнее обстоятельство можно объяснить тем, что таким образом, судя по мировой практике, проще вести корпоративный шантаж, поскольку дочерние компании в вертикально интегрированном холдинге зачастую выполняют исключительно производственную функцию. В них, как правило, не выплачиваются дивиденды (кстати, сам ВН дивидендов своим акционерам никогда не выплачивал, и, судя по последнему пресс-релизу, не собирается), их продукция реализуется через другие специализированные предприятия холдинга, а, следовательно, надуманных претензий к этим компаниям может быть гораздо больше, нежели к головной компании холдинга.
Так же наблюдатели обращают внимание, что ВН приобрела пакеты в компаниях, которые либо готовятся к публичному размещению или крупным сделкам по консолидации, либо только что завершили данные процессы и естественным образом стремятся избегать каких-либо скандалов, а, следовательно, истребовать с них заветную для гринмэйлера «мзду» гораздо проще.
В то же время наблюдатели не исключают, что все последние события на самом деле могут являться подготовкой к главному делу – гринмэйлу флагмана российской экономики Газпрому. Этим, кстати, можно было бы объяснить и тот факт, что ВН долгое время поддерживает свою долю в газовом гиганте на уровне не менее 1 %, поскольку именно пакет в таком размере предоставляет по российскому законодательству минимальные права для успешного проведения гринмэйл-операции. В случае успешной реализации такой аферы весь менеджемент ВН может с «честной» совестью уходить на пенсию, обеспечив безбедное существование не одному поколению своих потомков за счет российского национального достояния, как себя позиционирует Газпром на внутреннем рынке в РФ.
По оценкам экспертов, вопрос о том, как долго будет существовать в России опасность гринмейла в нынешних условиях можно считать риторическим. Видимо, это будет продолжаться до тех пор, пока российское бизнес-сообщество и власть не осознают, что гринмэйл несет в себе угрозу для отечественной экономики, а законодательство в РФ будет эффективно препятствовать такому «виду бизнеса».
Между тем по действиям ВН в России будут судить о прозрачности и честности намерений всех западных кампаний, и, в первую очередь, шведских. Если Coca-Cola давно стала символом США в мире, то ВН может стать символом шведского бизнеса в РФ.
Москва, Анастасия Смирнова
Москва. Другие новости 05.03.07
Эдуарда Лимонова будут судить в Москве. / В результате взрыва в Москве пострадала женщина. / ЧП в Москве: в жилом доме произошел взрыв. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».