Россия: думские выборы будут скучными, но затратными – мнение экспертов.
Спецпроект «Нового Региона»
Хотя до декабрьских выборов в Государственную Думу остается еще полгода, и официального старта предвыборной кампании Центризбирком не давал, де-факто ведущие политические силы уже начали своеобразную артподготовку перед решающим рывком, который должен будет им обеспечить кресла на Охотном ряду на следующие четыре года. Об этом можно с уверенностью судить по возросшей активности политических субъектов, не характерной для начала летнего периода отпусков.
Кто-то выступает с громкими заявлениями о третьем сроке, кто-то раздает мороженое на Манежной площади, кто-то призывает создать «Комитеты защиты капитализма» – все эти «телодвижения», пока еще робкие и несуразные говорят о том, что борьба за стулья в Думе началась. И есть все предпосылки для утверждения, что кампания окажется предельно жесткой и бескомпромиссной, так как каждому из участников есть к чему стремиться.
Безусловный лидер предвыборных рейтингов – «Единая Россия» – к преодолению 50 процентного барьера, что даст ей полный контроль над новой Думой.
«Справедливая Россия» и КПРФ будут вести смертельный бой за второе место с обоюдными шансами на успех: у КПРФ – стабильный электорат, и «СР» – более стабильное финансирование и административный ресурс.
Все остальные вообще рискуют оказаться вне думских стен. Подобный расклад вроде бы предполагает яркую и запоминающуюся предвыборную кампанию, полную сюрпризов и необычных креативных ходов. Однако не все эксперты разделяют эту точку зрения.
Например, политолог Глеб Кузнецов в беседе с корреспондентом «Нового Региона» не стал скрывать своего скепсиса:
«Не жду от этой кампании какой-то запредельной креативности, – говорит Кузнецов. – Все будут стараться раздуть бюджет, а лучший способ для этого – большое количество телевизионной рекламы. Новых ходов придумано не будет хотя бы потому, что это никому не нужно. В плане идеологическом в ходе кампании все будут предлагать тем или иным способом пилить деньги. Левая такая риторика будет: как деньги поделить, кому чего раздать и т.д. И СПС это будет делать, и «Единая Россия», не говоря уже о «традиционных левых». Думаю, эти выборы будут крайне скучными. Единственный интересный момент предстоящей кампании – усиление региональной составляющей. В тех регионах, где выборами займутся люди не закостенелые в идеологических догматах, могут быть неожиданные результаты, вплоть до локальных побед «Справедливой России» или КПРФ или, даже СПС. Все же общефедеральные кампании будут предельно скучными и будут посвящены максимальному освоению бюджета».
По словам Кузнецова, успех в конкретном регионе зависит от того, насколько последовательно там будут игнорировать указания федеральных штабов. «Если в регионах будут самостоятельные, интересные лидеры из местных – успех возможен. А если будут тупо калькировать то, что присылают из Москвы – это будет никому не нужно. На мой взгляд, на региональном уровне успех той или иной партии будет зависеть от привлечения в списки именно местных людей. Потому что, если в региональных списках будут фигурировать сплошь федеральные засланцы, то это ни к чему хорошему не приведет. Те не будут тратить в регионах свои деньги, считая, что все, что было нужно, было потрачено в пределах Садового кольца. А местной элите тоже будет глубоко наплевать на то, пройдет ли от их региона в Думу какой-нибудь замминистра или нет», – сказал политолог.
Политтехнолог из консалтинговой «Бакстер-групп» Дмитрий Гусев напротив уверен, что бескомпромиссность предстоящей кампании сама по себе обеспечит ее зрелищность: «Предстоящая предвыборная кампания будет очень разнообразной. То есть будет достаточно много сильных участников, которые на протяжении всей гонки будут друг друга мочить. Нам предстоит увидеть очень интересные дебаты с участием лидеров этих партий. В отличие от предыдущих выборов, когда многое было понятно с самого начала, и была уверенность, что политический скелет страны не изменится, сейчас нас ожидают перемены: смена президента, смена команды, смена курса. В этом и заключается специфика предстоящих выборов, как парламентских, так и президентских».
Ожидает перемен от декабрьских выборов и председатель совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко: «Сюрпризы будут, – уверен Иванченко. – Социологические службы рано стали делить места в еще несформированном парламенте. Думаю, что стоит ожидать повторения выборов 2003 года, когда из парламента исчезли две большие партии. Возможно, что-то подобное произойдет и в этом году. Не исключаю, что за бортом Думы может остаться ЛДПР. И не только она. А вот успехов от «новичков» пока ожидать не приходится».
Политологи в целом осторожно оценивают предвыборные шансы партий, предпочитая говорить о возможной тактике той или иной политической силы в ходе кампании.
По мнению Дмитрия Гусева, наиболее яркой предвыборной кампании стоит ожидать от «засидевшейся на старте» «Справедливой России», а вот «ЕР» выступит спокойно и респектабельно.
«Я думаю, что «Единая Россия» будет заинтересована в наиболее мягкой, наименее яркой кампании, – считает Гусев. – Им будет выгодно выступить в неагрессивном ключе, делая упор на рассказ о реальных делах, которые произошли в стране за это время при их участии. Им выгодна именно такая повестка дня, и именно ее они будут стараться навязывать».
«Справедливой России» наоборот выгодна сенсационная скандальная повестка с множеством запоминающихся событий, с созданием привлекательных информационных поводов для того, чтобы будоражить общественное мнение, для того, чтобы от сплоченного электората отгрызать солидные куски. Они сосредоточатся на нескольких актуальных, понятных населению темах и попытаются их приватизировать. Их социалистическая риторика последнего времени говорит о том, что в партии уже определились со своим местом в политическом спектре – они позиционируют себя как левая партия и постараются забрать максимальное количество голосов левого электората, говорит Гусев.
«Я не думаю, что КПРФ в этом предвыборном сезоне постарается сделать ставку на омоложение своего электората. Как показывает опыт украинских выборов, где Компартия Украины сделала ставку на молодежь и в итоге набрала лишь 4 процента голосов, такая тактика может привести к провалу. Украинские коммунисты в итоге так и не заполучили голоса молодежи и растеряли большую часть своего стабильного возрастного электората. Единственное, что может помочь КПРФ получить дополнительные проценты – это разогрев протестного электората, чем в последнее время занимаются и СПС и «Справедливая Россия». Но у КПРФ здесь есть преимущество – они имеют устойчивую репутацию оппозиционеров, и когда другие партии начинают работать на этом поле – они лишь носят каштаны из огня в копилку КПРФ. Если Зюганову удастся объединить вокруг своей партии весь протестный электорат, он может получить очень хорошие проценты», – говорит представитель консалтинговой группы «Бакстер» Дмитрий Гусев.
ЛДПР имеет определенные шансы на прохождение в Госдуму, они сосредоточатся на одной какой-то теме, которая и обеспечит им получение этих 7 процентов на выборах. На прошлых выборах это был лозунг: «Мы за бедных, мы за русских». Такая националистически-левацкая риторика. Вполне возможно, что они опять прибегнут к подобному ходу и опять окажутся в Думе, продолжает политолог.
Из СПС и «Яблока» шанс пройти в Думу есть только у одной из этих партий. Для этого им надо поступить так, как делает Жириновский – выбрать какую-то одну популярную тему и играть на ней до конца. СПС такую тему уже, возможно нащупал – на последних региональных выборах они шли с требованием увеличения зарплат и пенсий. И это оправданно. Сегодня наиболее актуальны темы перераспределения богатств. И тут возможны различные вариации.
Примерно похожая стратегия может быть и у остальных «малых» партий – Патриотов России, ДПР, Гражданской Силы и т.д. Взять на вооружение какую-то одну тему предвыборной кампании и идти с ней на выборы. От того, насколько удачным окажется их выбор зависит успех или неуспех партии в день голосования. К примеру, Демпартия Богданова говорит об идее присоединения России к ЕС – это слабая тема, которая не обсуждается в обществе и мало кого интересует, считает Дмитрий Гусев.
Александр Иванченко, в свою очередь полагает, что сегодня еще рано рассуждать о тактике, которую изберут предвыборные штабы. По его мнению, сегодня мы наблюдаем лишь легкую разминку, а все запасенные козыри каждая из политических партий предъявит не раньше осени:
«Вопрос повестки дня, с которой партии пойдут на выборы является еще открытым, – полагает Иванченко. – Партии не спешат раскрывать свои технологии и заготовки под грядущие выборы. Сейчас идет мелкая разминка и крупные партии предпочитают не раскрывать свои карты.
Традиционное использование обещаний социального характера в этот раз будет отодвинуто на второй план более серьезными предложениями по модернизации политической системы, по повышению роли парламента, ответственности правительства. Этого я жду в первую очередь от крупных партий, которые, уже набрав опыт работы в государственных институтах, будут заинтересованы в повышении качества этой работы. Они понимают, что сегодня ресурсов у парламента, с помощью которого можно решать те или иные социальные, политические проблемы практически нет. Все сосредоточено в руках исполнительной власти.
Региональные выборы, прошедшие осенью-весной, поставили по сути крест на «Яблоке» и СПС. На «Яблоке» – абсолютно точно, а СПС смог как-то засветиться всего лишь в нескольких регионах. И это говорит о том, что программного ресурса у этих партий просто нет».
По мнению Глеба Кузнецова у многих партий нет не только сколько-нибудь весомого программного ресурса, но и ярких идеологов в общефедеральных штабах. Поэтому, говорит он, наибольший интерес представляет региональная составляющая выборов:
«Беда предвыборных штабов – отсутствие ярких личностей при большом количестве «командиров», – заявил Кузнецов в беседе с журналистом «Нового Региона». – Слишком много начальников, слишком раздутые штаты, постоянные «сдержки – противовесы», согласования. И это еще одна причина того, почему кампания будет блеклой. Это как на войне, когда гениальная стратегия – продукт одного незаурядного ума. Если вместо одного Суворова собирается пятьдесят равно уважаемых генералов, которые будут вырабатывать совместное решение о том, как победить турок, то ничего происходить не будет, потому что им все равно между собой не договориться. Также и с политическими штабами. Так что мне гораздо интереснее будет наблюдать за регионами – за Ставрополем, где сильна «Справедливая Россия», за Екатеринбургом, где будет драчливый Ройзман что-то делать. Интересно посмотреть на Пермь, где СПС попытается развить успех, на регионы бывшего «Красного пояса», где есть молодые коммунисты, интересна Самара. А на общефедеральном уровне я не жду абсолютно ничего».
Менее скептически настроен Александр Иванченко, который полагает, что в предвыборных штабах основных политических партий есть интересные креативные личности.
«У «ЕР» есть два блока: право-либеральный и умеренно-либеральный. Это ни для кого не секрет, – заявил Иванченко. – Там есть и Сурков, и, на правом фланге, – Плигин, и Фадеев, у которых формируется интересная команда на базе журнала «Эксперт». У «СР» тоже формируется несколько интересных команд. Там и Левичев играет заметную роль и Лебедев активничает. У КПРФ на идеологии сидит всего лишь один человек, Мельников, и в этом слабость коммунистов. В отличие от них внутри «ЕР» и «СР» существует внутрипартийная дискуссия, разные точки зрения, что позволяет им двигаться вперед. Кстати, у СПС, «Яблока» и ЛДПР с идеологией тоже слабенько – они не привыкли работать самостоятельно и теперь находятся в непростом и непривычном для себя положении.
Все эксперты сошлись лишь в одном: вне зависимости от зрелищности предстоящих парламентских выборов, во время предвыборных кампаний будут освоены огромные бюджеты, превосходящие по размеру истраченные в ходе предыдущих кампаний.
«Предвыборные бюджеты будут большими, хотя бы потому, что принята новая системы выборов в Государственную Думу, – уверен Дмитрий Гусев. – Так как от активности региональных групп на местах будет зависеть их попадание в общефедеральный список, региональные группы будут изыскивать средства, чтобы как можно успешнее выступить именно в своем регионе».
Ссылки по теме:
Российских пиарщиков пересчитали и классифицировали (СПИСОК, РЕДКОЕ ФОТО) >>>
Зюганов стал Петросяном (100 анекдотов от Геннадия Андреевича) >>>
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».