Глава Финансово-промышленной группы «Финансгрупп» бизнесмен Олег Шварцман, чье интервью газете «Коммерсант», опубликованное 30 ноября, вызвало настоящий переполох в бизнес и политическом сообществах, пояснил суть высказанных им инициатив.
По словам Шварцмана, многие его слова были истолкованы не вполне верно и повода для паники нет никакого. Напомним, что в интервью «Коммерсанту» Шварцман заявил о создании некоей структуры, которая под патронажем так называемых «кремлевских силовиков» и лично Игоря Сечина будет предпринимать практические меры по повышению эффективности российской экономики.
Среди прочих мер было, в частности, было упомянуто перераспределение стратегических активов в пользу «более эффективных структур», что многими было расценено, как объявление о широкомасштабной кампании «государственного рейдерства» и фактическом пересмотре итогов приватизации. Сам Шварцман предпочитает называть этот процесс концепцией «бархатной реприватизации» и уверяет, что от ее внедрения лучше станет всем.
«30 числа у меня возникло ощущение, что я выступил в роли Иисуса Христа, который плевком излечил незрячих, – заявил Олег Шварцман. – Хотя в принципе, я рассказал о вещах, которые и так были всем очевидны. В этом интервью я пытался отобразить личную точку зрения по ключевым вопросам развития российской экономики, которые будоражат общество и представителей крупного и среднего бизнеса. Мы – поколение прагматиков, и нас интересует, прежде всего, экономический аспект решения имеющихся проблем. С этой точки зрения я и выступал. Все остальное – вторично».
По мнению Шварцмана одним из главных факторов, тормозящих развитие российской экономики, является наличие в государственной собственности большого числа активов, которые не приносят прибыли из-за неэффективного менеджмента. «У государства на балансе содержится много активов, которые, по сути, не работают, фактически являясь парализованными, – заявил Шварцман. – На балансе Управления федеральным имуществом находятся тысячи предприятий по всей стране, от которых государство не получает ни копейки дивидендов. Таким образом, государство выступает в качестве неэффективного собственника и менеджера, в результате недополучая средств в бюджет, и не имея возможности в полной мере реализовать свои социальные программы. Мы же предлагаем государству эффективные формы решений этих вопросов. То, о чем я говорил «Коммерсанту» – не является рейдерством. Это – естественный процесс, когда миноритарные собственники начинают отстаивать свои интересы в целях повышения эффективности менеджмента. И надо активизировать эти процессы: либо менеджмент начнет работать эффективнее, либо мажоритарному собственнику придется избавиться от этих активов».
Шварцман посетовал на то, что в данный момент осуществить подобную операцию крайне непросто по причине подчиненности судебно-арбитражной системы властям на местах. В качестве примера он привел ситуацию вокруг Бутырского рынка, 40 процентов акций которого находятся в собственности правительства Москвы.
«Права на обладание этой долей собственности были нами успешно оспорены, – заявил Шварцман. – Однако процесс застрял на уровне первого арбитража». Олег Шварцман считает, что на высшем государственном уровне должны быть установлены четкие правила, регулирующие проведение процессов «бархатной реприватизации». «Сегодня собственник чувствует себя в подвешенном состоянии, – заявил Шварцман. – Это происходит, потому что у него создается ощущение, что его имущественные права могут быть оспорены. А значит он не заинтересован в инвестировании в развитие этого предприятия, и, как следствие, экономика недополучает инвестиций».
Еще одной важнейшей задачей на пути более эффективного управления экономическими процессами, по мнению Олега Шварцмана, является качественное изменения отношения собственников к системе налогообложения.
«В отличие от западных стран, где все считают своим долгом платить налоги в полном объеме, 90 процентов российских предприятий являются не транспарентными, – заявил Шварцман. – Непрозрачными, с разделенными центрами прибыли, уводом активов в оффшоры и т.д. Для иностранных партнеров – это слишком сложные схемы, которые отталкивают их от совершения сделок. Западный капитал должен видеть нормального партнера с прозрачными финансовыми потоками. Закрытость финансовых схем в России ведет к тому, что внутри страны начинается поиск внутренних и внешних врагов. Хотя ясно: чем больше будет платиться налогов, тем больше социальных программ сможет реализовать государство. И тем меньше мы все будем озабочены поисками происков западного империализма или всемирного масонского заговора».
Олег Шварцман дал пояснения и к своей идее о создании глобального коллекторского агентства, к работе в котором в массовом порядке привлекались бы ветераны правоохранительных органов.
«Многие с недоверием, негативно восприняли эту идею, – отметил Шварцман. – Однако создание подобного агентства поможет решить сразу несколько проблем. В России наблюдается стремительный рост потребительского кредитования. Но вместе с тем растет и количество невозвращенных кредитов. Сегодня эта цифра достигает 300 миллиардов рублей. Мы можем видеть, к чему привел кризис невозврата кредитов в США. Повторение американского сценария может привести к коллапсу и многие российские банки. Мы предложили механику решения этой проблемы. В России есть множество организаций ветеранов спецслужб. К примеру, в ветеранскую организацию сотрудников МВД входит 600 тысяч человек, которые проживают на всей территории страны. И эти люди, по нашему мнению, являются идеальной почвой для создания структуры по возврату проблемных кредитов. Мы планируем их использовать в так называемой «хард коллекшн», когда сотрудники структуры выезжают к должнику на дом для беседы. Сегодня во многие коллекторские агентства на работу приходят специфические люди – по сути, бандиты, не знающие и не признающие законы, привыкшие выбивать долги при помощи бейсбольной биты. Ветераны МВД, в отличие от них – это психологически подготовленные специалисты, которые обладают навыками, которые позволят им не прибегая к силовому воздействию добиться возвращения кредитов. Принятие подобного решения позволило бы трудоустроить большое количество бывших сотрудников МВД и стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке. Известно, что после окончания службы в органах, многие бывшие сотрудники милиции, не получив должной поддержки от государства, оказываются вовлеченными в преступные структуры. И практика показывает, что бывшие сотрудники правоохранительных органов, благодаря полученным на службе знаниям и навыкам, становятся крайне опасными для правоохранительной системы государства».
По мнению Олега Шварцмана, главным результатом предложенных им реформ является усиление социальной составляющей государства. Глава «Финансгрупп» предлагает ввести обязательную ежегодную отчетность для крупных предприятий не только по финансовым показателям, но и по социальным программам, проведение которых он предлагает сделать обязательным. «Государство должно инициировать крупный бизнес на осознание им собственной социальной ответственности перед обществом», – заявил Олег Шварцман.
Москва, Денис Фрунзе
Москва. Другие новости 18.12.07
Путин совершил самоубийственную ошибку. / Тимошенко будет делать реверансы в сторону Москвы, – Блок Литвина. / Политолог: в правительстве Тимошенко за внешнюю политику будут отвечать националисты. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».