российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 19 ноября 2024, 19:22 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Бороться с коррупцией в России должна специальная программа О результатах проверки должны знать все

Главный элемент борьбы с коррупцией – публичные отчеты чиновников и менеджеров госкорпораций о своих доходах предложил в 2008 году президент Дмитрий Медведев. В 2012 году уже в должности премьер-министра он признал, что декларационная кампания закончилась провалом.

Удивляться тут нечему, считают Андрей Яковлев из Высшей школы экономики и Алексей Конов из Центра развития госслужбы : нынешние методы борьбы с коррупцией в России вряд ли можно назвать эффективными, чиновники могут легко избежать предоставления исчерпывающих данных о своих доходах и имуществе, а главное – об источниках их получения.

Эксперты ВШЭ проанализировала мировой опыт и предложили свой вариант борьбы с взяточничеством. Во многом их предложения повторяют рекомендации России от Всемирного банка, пишет «Финмаркет».

Начиная с 1992 года было принято несколько документов, которые регламентировали раскрытие информации о доходах чиновников. Но указы исполнялись плохо и не приносили результатов: проверяли сведения кадровые службы ведомств, а сама проверка проводилась только по запросу налоговых и правоохранительных органов. Для общественности эти данные были недоступны.

Нынешняя система была создана в первые годы президентства Медведева и преподносилась как революционный шаг в борьбе с коррупцией:

В 2008 году был принят закон, обязывающий государственных и муниципальных служащих предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов и несовершеннолетних детей.

В 2009 году закон дополнили двумя указами. Данные о доходах стали публиковать главы госкорпораций, фондов, и других госорганизаций.

Второй пакет указов в том же году утвердил порядок публикации и проверки этих сведений. Основанием для проверки стали являться не только информация от госорганов, но и заявления глав партий и Общественной палаты.

В 2010 году в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий распространение требований о декларировании на родителей, детей (включая совершеннолетних), усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков чиновников. Он не был поддержан ни ответственным комитетом Госдумы, ни комитетом-соисполнителем.

В 2011 году руководители органов власти получили право запрашивать справки по операциям и счетам своих подчиненных, а также сведения из налоговой.

В начале 2012 году Владимир Путин раскритиковал обилие «кумовских» сделок в госкомпаниях и поручил их пресечь. Минэкономразвития в октябре предложило публиковать данные о компаниях родственников на сайте госзакупок.

В 2012 году первое чтение в Госдуме прошел закон, по которому с чиновника могут быть потребованы данные об источниках доходов, если сумма одноразовой сделки, совершенной им или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех членов семьи по основному месту службы.

Яковлев и Конов объясняют, почему антикоррупционные декларации не стали действенным инструментом по следующим причинам:

Анализ поданных сведений по-прежнему проводит кадровая служба. Несмотря на то, что формально для такой работы ведомства создали отдельные подразделения по профилактике коррупции, работают там те же кадровые служащие, не имеющие нужного опыта.

У этих проверок нет цели: механизмов регулярных проверок так и не появилось, нет процедур сопоставления доходов и выявления конфликтов интересов.

В готовящемся к принятию законе о контроле за расходами фактически говорится о появлении новой процедуры – декларировании расходов. Но лучше сделать так, чтобы чиновники подавали сведения и о доходах и о расходах одновременно, а не раздельно.

Дискуссии о проблемах коррупции в России слишком политизированы, что мешает нахождению инструментальных, прикладных способов их решения. Нужно исходить из необходимости борьбы с коррупцией, а не с самими чиновниками.

Что предлагают исследователи ВШЭ:

Сейчас чиновники сами заполняют декларации, а можно обязать госорганы формировать декларации из сведений об уплаченных налогах и зарегистрированной недвижимости и авто. Для этого за два года нужно создать специальную программу, которая объединит все существующие базы.

Публиковать нужно не только данные о недвижимости и машинах, но и о предметах роскоши и наличных сбережениях на сумму свыше 1 млн.руб., а также указывать все операции с имуществом за год со стоимостью покупки или продажи.

Начать реформу декларирования нужно с 5-7% высших должностных лиц – от замглавы департамента министерства и выше, руководителей управлений МВД и депутатов Госдумы. Раскрывать доходы у руководителей высшего звена должны еще и совершеннолетние дети.

У декларирования должно быть две цели – обнаружение «индикаторов коррупции» (фактов, свидетельствующих о возможном преступлении) и выявление конфликта интересов. Индикаторами могут быть: несоответствие расходов и доходов, получение завышенной оплаты за работу или товар, быстрое погашение долга. Чтобы исключить конфликт интересов, чиновники должны публиковать еще и источники дохода со всеми юридическими данными.

Проверку самих деклараций должна совершать специальная программа. Высшие руководители должны проверяться каждый год, рангом меньше – по заявлениям общественности. Заявление могут подавать в том числе и обычные граждане, и некоммерческие организации – через сайт госуслуг.

Меры ответственности за предоставление недостоверной информации – увольнение и лишение права быть госслужащим впредь. Незаконно добытое имущество нужно отдать государству по решению суда. За неполные сведения – ввести штраф. Если полные сведения не могут быть предоставлены, чиновник должен об этом официально заявить.

Собирать информацию должны одни госорганы, проверять – другие, контроль необходимо передать от кадровых служб тем, кто может проводить финансовые расследования.

Ученые предупреждают, что нужно всегда помнить об основных уловках коррупционеров:

взятки дают не самому чиновнику или его семье, они перечисляются на счета контролируемых им (ими) организаций,

оформляют имущество чиновники не на себя или семью, а на третьих лиц,

основное имущество находится за границей,

незаконные доходы коррупционеры чаще всего тратят не на новое имущество, а на обслуживание задекларированного – ремонт дома и т.д.

Итогом работы такой реформированной системы должна стать подготовка Национального доклада о состоянии системы антикоррупционного декларирования в России, который будет размещен в открытом доступе.

Прокуратуры, со своей стороны, должны ежегодно обнародовать сводный отчет по результатам проверок всех чиновников.

Москва, Ольга Радько

Москва. Другие новости 14.10.12

Россия и Грузия подготовят договор о неприменении силы. Москва рассчитывает на подписание трехстороннего соглашения. / Опубликовано фото российского самолёта, разбившегося под Севастополем. / The Straits. Возвращение легенды. Эксклюзивное интервью «Новому Региону» Алана Кларка и Криса Уайта. Читать дальше

Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках