Виртуальные корпоративные войны в России становятся весьма популярными: это дает возможность многим заинтересованным сторонам ловить рыбу в мутной воде. В этой связи разного рода экспертные оценки можно рассматривать как «черный пиар» и средство достижения вполне конкретных целей.
Один из последних примеров – ожидавшаяся корпоративная война между компаниями «Транснефть» и «Сумма» за контроль над Новороссийским морским торговым портом (НМТП), которая так и не началась. Несмотря на внешние попытки главы Infranews Алексея Безбородова подогреть конфликт, совладельцы НМТП смогли прийти к компромиссу относительно схемы управления портом. В результате переговоров на должность председателя Совета директоров назначен первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин, генеральным директором НМТП останется Радо Антолович, пишет в своем материале агентство Regions.ru.
Наблюдатели, знакомые с ситуацией, обращают внимание, что на самом деле война между «Транснефтью» и «Суммой», которым принадлежит 50,1% акций НМТП, в любом случае была маловероятна. Накануне предполагающейся приватизацией 20% акций порта виртуальный серьезный конфликт был выгоден многим другим заинтересованным сторонам, поскольку муссирование этой темы привело к заметному падению стоимости акций.
Дело в том, что окончательное решение по форме приватизации 20-процентного пакета порта пока не принято, что заставляет потенциальных покупателей нервничать. Это вполне объяснимо, поскольку такой пакет позволяет влиять на управление крупным стратегическим объектом.
В то же время многие наблюдатели склонны полагать, что расхождения во взглядах на схему управления Новороссийским портом между «Транснефтью» и «Суммой» – это, скорее, рабочие моменты, которых непросто избежать при развитии партнерами крупного бизнеса. О реальной корпоративной войне здесь речи не идет.
Однако некоторые специалисты охарактеризовали сложившуюся ситуацию не иначе как корпоративную войну. Так, генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов, отмечал, что в данном споре частная компания Зиявудина Магомедова была вынуждена противостоять «тотальному контролю и навязыванию решений» со стороны государственной «Транснефти». По словам аналитика, «Транснефть» выступила инициатором конфликта, не опасаясь за его исход, поскольку за ней стоит мощный административный ресурс. «Но менеджменту госкомпании стоило бы решать вопросы, основываясь не только на критике, а исходить из реального положения дел. А, судя по всему, руководство порта и группы «Сумма» сделало все, чтобы обеспечить развитие данного актива», – заявлял Безбородов.
В заявлениях ряда других экспертов также прослеживалась поддержка частной компании. Например, представители «CIB» отмечали, что если приватизационный аукцион выиграет аффилированная с «Суммой» компания или иностранный портфельный инвестор, паритет между «Суммой» и «Транснефтью» в капитале НМТП может быть нарушен.
Оценивая подобного рода высказывания, независимые наблюдатели приходят к выводу, что позиция экспертов в этой ситуации могла быть мотивирована теми, кто был заинтересован в снижении привлекательности Новороссийского порта. Подобный механизм давно известен: спикеры последовательно отстаивают определенную позицию, не всегда очевидную, но обязательно вызывающую резонанс. Подобные «эксперты» весьма востребованы крупными участниками рынка, которые охотятся за перспективными активами, в том числе государственными.
Между тем в случае с конфликтом между «Транснефтью» и «Суммой» подобная ангажированная логика не сработала. Но безответственность, с которой некоторые «эксперты» легко берутся за выполнение откровенно коммерческих заказов, дискредитирует сам институт независимой экспертной оценки, что не может не вызывать опасения. Получается, что каждый может заполучить себе «карманного» эксперта, причем буквально за копейки? «Мы предлагаем новые возможности – быстрое размещение вашей информации вне зависимости от редакционных предпочтений, – обещает сайт Infranews. – У вас на выбор есть несколько вариантов формирования текстов. Можно давать фото и видео».
Так или иначе подобные экспертные оценки ещё наверняка не раз будут взрывать информационное пространство, поскольку в данном случае с НМТП ещё не всё очевидно.
Как сообщила глава Росимущества Ольга Дергунова, ведомство пока только планирует предложить правительству вариант как публичного размещения, так и продажи акций НМТП стратегическому инвестору. На данный момент Росимущество и UBS ведут переговоры с 30 стратегическими инвесторами. Среди претендентов – «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана (собирается строить терминал для перевалки нефтепродуктов в порту Новороссийска), инвестфонд из Абу-Даби Invest AD, а также группа «Дело» Сергея Шишкарева. В Росимуществе также отмечали, что именно вылившиеся в публичную плоскость противоречия крупных собственников НМТП не позволяли провести полноценные переговоры с потенциальными покупателями.
Такая неопределенность, по мнению многих наблюдателей, может провоцировать новые попытки отдельных «экспертов» заработать на виртуальных корпоративных войнах, не только как в случае в НМТП, но и во многих других сферах, где начался новый этап передела собственности.
Москва, Екатерина Попова
Москва. Другие новости 11.03.13
Яровая отрицает наличие незадекларированной квартиры за $3 млн. Блогеры: депутат молчала, потому что элитное жилье куплено на деньги Ходорковского. / В Москве задержан лидер ячейки «Исламской партии Туркестана». Он вербовал террористов. / В Москве полиция взяла известного вора в законе Лашу Нижарадзе «Цхалтубского». Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».