Запрос на легализацию лоббизма в России возник более 20-ти лет назад. Сторонники этого проекта считают, что принятие такого закона позволит сделать схемы продвижения законопроектов прозрачными, что поможет защитить не только бизнес-интересы, но и общественные. Такое мнение высказали депутаты и общественные деятели на пресс-конференции в Москве.
В России попытки легализовать лоббистскую деятельность предпринимаются с 1990-х годов. Последний раз (пятый по счету) законопроект о лоббизме вносился на рассмотрение нижней палаты парламента в 2013 году, но так и не был принят. Проблема в том, что законодательная база по западному образцу отсутствует, а само понятие «лоббизм» слишком расплывчато. Неудивительно, что депутаты Госдумы регулярно обвиняют друг друга в «лоббизме» и усматривают в таком законе именно защиту интересов бизнеса. Не секрет, что многие депутаты периодически выступают в защиту той или иной коммерческой структуры, используя служебное положение. Тем не менее, «за руку» парламентариев не ловят.
Автор новой версии законопроекта о лоббизме – заместитель председателя Госдумы Николай Левичев полагает, что принятие законопроекта сделает этот механизм прозрачным. «Лоббизм, если мы его понимаем как выстраивание цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами и органами публичной власти, имеет принципиальное значение не только для борьбы с коррупцией, но и вообще для эффективного развития экономики», – сказал он.
При этом он выразил сожаление, что «у закона о лоббизме почему-то до сих пор не находится эффективного лоббиста». «Наш законопроект не смог быть даже представлен на обсуждение в Госдуме, был возвращен авторам по смехотворным основаниям», – добавил Левичев.
Он пояснил, что инициаторы не стали в очередной раз «перевносить» законопроект, так как Минэномразвития также внесло свою версию несколько месяцев назад, которая тоже не была принята. «В нашей версии закона о лоббизме главное внимание было уделено созданию прозрачного механизма – вывести его из тени», – уточнил Левичев.
Автор законопроекта разъяснил, что лоббист – это индивидуальный предприниматель, который на профессиональной основе занимается продвижением интересов коммерческих организаций в органах государственной власти и местного самоуправления. «Мы подчеркиваем, что у этого человека должен быть свой особый статус», – сказал он.
Лоббист обязательно должен быть членом одной из саморегулируемых организаций представителей интересов, считает Левичев. «Это позволит формировать корпоративную ответственность за деятельность лоббистов», – отметил он.
Согласно этому законопроекту, каждые 6 месяцев избранный представитель должен представлять отчет в уполномоченный орган, находить время для общения с лоббистами и размещать результаты общения в Интернете. За ненадлежащее ведение этой деятельности следует ввести уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что запрос на легализацию лоббизма в России актуален до сих пор. По его оценке, есть два вида лоббизма – нелегальный, при котором создается механизм давления и вмешательства в дела власти и продвижение интересов олигархов, и правильный – который минимизирует коррупцию.
«Эту грань нужно провести так, чтобы ни у кого не возникало вопросов», – считает депутат. «Все это дает право предполагать, что закон «О лоббизме» будет вскоре принят», – резюмировал он.
Президент некоммерческой организации «Национальный Союз Лоббистов» Дмитрий Курганов полагает, что закон принесет только положительные результаты: снизится коррупция, бизнес станет ответственнее и привлекательнее, появятся новые рабочие места.
Он пояснил, что госслужащие и отдельные категории работников госкорпораций не могут быть лоббистами – это должны быть коммерческие и некоммерческие организации. По его прогнозам, после легализации будут созданы офисы лоббистов численностью до 10 человек, выпускающие до 10 проектов (экономических, общественных, политических) в год.
Автор первой версии законопроекта, генеральный директор Института «ЕврАзЭс» Владимир Лепехин напомнил, что в 1990 годы предполагался только теневой лоббизм. «В нулевые годы ситуация изменилась, власть стала более осторожна. Когда общество созреет, только тогда власть повернется лицом к закону», – сказал он.
«За лоббистской деятельностью должен быть государственный и общественный контроль», – уверен Лепехин. Он также отметил, что лоббизм касается не только бизнес-сферы, но и социальных групп. Пример, где лоббистами выступили российские СМИ – освещение проблем пострадавшего населения Донбасса.
Член Общественной палаты РФ Георгий Федоров оказался солидарен с Лепехиным. По его словам, Общественная палата – «инструмент лоббизма в хорошем смысле», и его представители по сути являются законными «лоббистами общества».
По его оценке, первый шаг на пути к принятию законопроекта уже сделан – это закон об иностранных агентах.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 03.07.15
Наблюдатели ОБСЕ поедут на выборы в ДНР только по приглашению из Киева. / Украина повысила стоимость электроэнергии для Крыма на 14%. / Facebook* приравнял «хохлов» к «ниггерам». Цензуру политкорректности одним из первых испытал замглавы Роскомнадзора. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2015, РИА «Новый День»