Приднестровье теряет независимость и пророссийское будущее Политика президента ПМР Евгения Шевчука ведет к разрушению республики и конфликту с НАТО
В последние месяцы в непризнанной мировым сообществом Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) крайне обострился внутриполитический конфликт между президентом и его оппонентами из Верховного Совета и бизнес-сообщества. Ситуация настолько усложнилась, что многие эксперты говорят о риске потери республикой независимости.
Резкое падение экономики, снижение пенсий и зарплат в бюджетном секторе, массовый исход трудоспособного населения из региона, рост смертности – это лишь небольшая часть тех проблем, с которыми столкнулись приднестровцы в последнее время. В ПМР многие считают, что такая печальная ситуация стала следствием политики президента Евгения Шевчука.
Будущее ПМР во многом будет определяться 29 ноября, когда в Приднестровье пройдут очередные выборы в высший законодательный орган власти – Верховный Совет (ВС). Ряд политологов, знакомых с ситуацией в регионе, считают, что по результатам выборов в ВС президент Шевчук может «узурпировать» власть. По словам заслуживающих доверие источников во властных кругах, если президентская команда получит конституционное большинство в обновленном парламенте, то общественно-политическое устройство ПМР будет изменено: президент станет избираться подконтрольным ему Верховным Советом, в результате чего действующий глава ПМР Шевчук получит возможность безраздельно властвовать как минимум еще ближайшие десять лет. Учитывая его нынешние действия, в дальнейшем республику может ожидать полное уничтожение и потеря независимости, мрачно предрекают местные эксперты.
Вместе с тем, как отмечают многие аналитики, внутренний конфликт в ПМР угрожает полностью изменить еще и геополитический расклад в днестровском регионе, что может завершиться прямым столкновением России и НАТО.
Для таких выводов есть несколько оснований.
Катастрофа по воле случая
В конце 2011 года в ПМР прошли президентские выборы. Основными конкурентами тогда считались две группы, которые были одинаково пророссийски настроены. Одну из них возглавлял тогдашний президент Игорь Смирнов, который находился во главе Приднестровья с момента провозглашения республики 2 сентября 1990 года. Другую представлял лидер партии «Обновление» и председатель Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский. Пока эти силы вели между собой борьбу, между ними, что называется, проскочила маленькая группа во главе с бывшим спикером приднестровского парламента Евгением Шевчуком.
Почему «маленькая группа»? Дело в том, что очень скоро стало ясно, что ни идей о том, как укрепить государство и приднестровскую экономику, ни подготовленных людей для этого, ни умения объединить общество у Шевчука нет. Прежние министры были уволены, а вместо них пришли либо люди без всякого опыта, либо молодые девушки, работавшие в аппарате Верховного Совета в бытность Шевчука главой законодательного органа ПМР (2006-2009 годы). Дошло до того, что в правительстве Приднестровья, традиционно индустриально-аграрного региона, славившегося с советских времён своей промышленной и сельскохозяйственной продукцией, не оказалось ни одного производственника.
«Малыми шагами» в Кишинёв и на Запад
Уже в первые месяцы правления Шевчука получило подтверждение экспертное мнение, что новое руководство ПМР проводит прозападный курс на отдаление от России. Новый президент и министр иностранных дел Нина Штански занялись односторонними уступками официальному Кишинёву.
В частности, благодаря именно Шевчуку в приднестровских городах Рыбница и Бендеры появились молдавские таможенники, был отозван проект закона о переговорах с Кишинёвом, чётко определявший, до каких пределов могут идти компромиссы с Молдовой; снята пошлина с ввозившихся в ПМР молдавских товаров.
Венцом уступок стало согласие Шевчука включить в повестку дня переговоров по урегулированию молдово-приднестровского конфликта вопросы, связанные с политикой, безопасностью, статусом Приднестровья. Такое решение даёт возможность Кишинёву и Западу требовать вывода из ПМР дислоцированных на Днестре российских войск и замены миротворцев России на «миссию гражданских наблюдателей». Как отмечают местные аналитики, совершенно очевидно, что такая замена лишит Приднестровье военной защиты со стороны России и облегчит задачу тем, кто мечтает о военном «решении приднестровской проблемы». Ясно, что и Москва была против такого изменения переговорной повестки, но к ней, похоже, не прислушались.
Затем наступил черёд экономики…
Экономика на грани
Справедливости ради стоит отметить, что ПМР всегда была в трудном экономическом положении. С одной стороны, на республику давила сначала Молдова при поддержке стран Запада, а с 2014 года и Украина. При этом в ПМР каждый второй – бюджетник. На 100 работающих – примерно 100 пенсионеров. Диспропорция мощная. Она влечёт за собой дефицит госбюджета в размере около 7% ВВП. А ещё дефицит Пенсионного фонда в 8% ВВП. Итого дефицит государственных финансов достигает 15% ВВП (а это $150 млн), что сильно бьёт по экономике и негативно отражается на социальной сфере. Бывший президент республики Игорь Смирнов в этой ситуации умудрялся сохранять социальные льготы, содействовать росту промышленного производства и поддерживать тесные отношения с Москвой. Всегда на помощь Приднестровью приходила Россия, которая дотировала экономику ПМР в размере 70-80%, в том числе и с помощью цен на газ.
С приходом Шевчука на пост президента ПМР все полностью изменилось. Настала эра «шоковой терапии», резко рванули вверх коммунальные тарифы, были отменены социальные льготы. Налоговая нагрузка на экономику стала одной из самых высоких, если не самой высокой в СНГ, достигнув 34% против прежних 27-ми. При этом Шевчук и его окружение приняли решение о повышении тарифов на газ на 67%, что неизбежно ведет к развалу приднестровской экономики, а главными бенефициарами в этом, очевидно, являются Запад и Кишинёв на фоне описанных выше политических шагов нынешнего главы ПМР, делают вывод эксперты.
Повышение газовых тарифов привело к тому, что полностью или частично на много месяцев перестали работать крупнейшие предприятия ПМР, включая Молдавский металлургический завод, Рыбницкий цементный комбинат, Днестровскую гидроэлектростанцию… Производство мгновенно упало в 2013 году на 17,7%; экономика потеряла $120 млн; и без того небогатые валютные резервы Приднестровья уменьшились на 37% или на $30 млн. При этом, как ни странно, уменьшились поступления на так называемый «газовый счёт», откуда прежнее руководство ПМР финансировало социальные статьи расходов.
На этом фоне президент Шевчук и полностью контролируемое им правительство делают еще один ход, который приводит к усугублению негативных тенденций. Они предлагают руководителям частных предприятий, включая российские, перейти к заключению индивидуальных секретных договоров по уплате налогов и газовых тарифов. Одним из условий договоров являлась передача части акций государству в обмен на сниженный газовый тариф, а также возможность введения государственного управления на предприятиях частной формы собственности и перечисление чистой прибыли этих предприятий в бюджет.
Как и можно было ожидать, российский бизнес начал уходить из непризнанной республики. Результат – экономическая ситуация продолжает ухудшаться. За 9 месяцев 2015 года ВВП рухнул на 20%.
Смотрите, кто пришёл!
Поскольку тарифы на газ для «частников» оказались выше, чем аналогичные тарифы в России, в 4 раза, ушла из ПМР и могучая российская компания «Металлоинвест», руководимая Алишером Усмановым. Серьёзные российские предприниматели не захотели мириться с фактическим рейдерством, возведённым в ранг государственной политики, утверждают эксперты. Итог: катастрофически снизились инвестиции в экономику. Так, по результатам 2014 года этот показатель уменьшился на 11%, а в первом полугодии 2015 года уже на 40,2%.
На смену российскому бизнесу на Молдавский металлургический завод пришёл казахский олигарх Талгат Байтазиев, назначенный властями ПМР генеральным директором завода. Интересно то обстоятельство, что этот человек, как сообщали СМИ, был посаженным отцом на свадьбе Евгения Шевчука и Нины Штански несколько месяцев назад.
Куда хуже то, что исчезла прозрачность в государственных финансах. Бюджет на 2013 год из-за того, что Верховный Совет ПМР отверг увеличение газового тарифа на 67%, был подписан президентом Шевчуком только в 2015 (!) году. По сути, госказна была заблокирована, а весь 2013 год государственные средства расходовались не по закону, а согласно указам президента Шевчука и постановлениям правительства ПМР. Часть средств, ранее направляемых в официальный государственный бюджет и используемых на финансирование социальных статей, стала тратиться на финансирование аппарата президента и правительства. Например, средства госпредприятий и госбанков направляются на приобретение автомобилей, финансирование текущей деятельности исполнительных органов власти, что является грубым нарушением приднестровского законодательства.
Игры вокруг фондов
До прихода к власти Шевчука в Приднестровье, как и в России, часть прибыли государственных предприятий перечислялась в государственный бюджет. Теперь в ПМР фактически создан квази-бюджет, казначейством для которого выступил некий Приднестровский гуманитарный фонд, который, как стало известно из вполне открытых источников, контролируется Шевчуком. Доходы этого «теневого» бюджета формируются за счет прибыли госпредприятий и перечислений с «газового счета», на котором ранее собирались средства от платежей за газ, но в саму Россию эти деньги не направлялись. Как тратить эти деньги, Шевчук определяет сейчас самостоятельно. Понятное дело, подобные игры закончились тем, что средств стало не хватать, хотя до Шевчука их было вполне достаточно для социальной поддержки населения. В итоге приднестровцам урезали на 30% пенсии и зарплаты, чего не позволило себе даже исключительно прозападное руководство Молдовы, свято следующее рецептам Международного валютного фонда.
Ситуацией заинтересовалась Счётная палата Приднестровья. Однако её полномочия тут же были обрезаны. По решению органов власти аудиторы не допускаются к проверке деятельности государственных коммерческих банков. Заодно Шевчук засекретил движение средств и на самом «газовом счете». Между тем, по подсчётам экономистов, поступления на данный счет оценивают в пределах $130-150 млн в год, что составляет около 13% ВВП Приднестровья.
Тот, кто гасит свет
В 2015 году на обескровленную экономику республики обрушился новый тяжелейший удар. В Приднестровье начала свою деятельность фирма «Энерго-Капитал». Считается, что эта таинственная структура, в штате которой числятся, по разным сообщениям, не то несколько, не то вовсе один человек, через подставных лиц и офшорные компании аффилирована с президентом Шевчуком и экс-премьером приднестровского правительства Петром Степановым, который в настоящее время «заведует» «газовым счетом», являясь директором «Тираспольтрансгаз-Приднестровье».
Основной вид деятельности «Энерго-Капитала» – производство и экспорт электроэнергии в Молдове, хотя компания является лишь номинальным производителем электроэнергии. Покупая газ у государства по специально установленной заниженной цене (в 2014 году ЗАО «Молдавская ГРЭС» покупало газ на 15% дороже), эта фирма-посредник передает его на переработку реальному производителю электроэнергии ЗАО «МГРЭС», а затем реализует полученную электроэнергию в Молдову по рыночным ценам. По оценкам экономистов, эта схема по результатам первого полугодия 2015 года позволила вывести со специального «газового счета» на счета подконтрольной Шевчуку и Степанову фирмы «Энерго-Капитал» около $10 млн. По итогам 2015 года вывод средств составит, по мнению ряда экспертов, около $25 млн. В этой ситуации совершенно неслучайно в Приднестровье появились слухи, что нынешняя власть, чей авторитет среди приднестровцев низок, как никогда, готовит себе «запасные аэродромы».
Плоды их трудов, или выжать и уничтожить
На фоне заметного ухудшения экономической ситуации в республике, чему явно способствовали решения президента ПМР и подконтрольного ему правительства, для оправдания своей политики Шевчук приступил к поиску внутренних врагов. Удары пришлись по оппозиции и по местному предпринимательству. Обвиняя «олигархов» во всех бедах, власти одновременно не забывают душить налогами и проверками малый и средний бизнес. Без решения суда заблокированы неугодные интернет-сайты, а некоторые оппозиционные политики выдавлены за пределы Приднестровья. Но обстановка в республике по понятным причинам не улучшается, поскольку кампания по поиску врагов явно служит для нынешнего президента ПМР лишь прикрытием.
Взять, например, сферу деятельности подлинного олигарха, которого считают сейчас самым близким к Шевчуку, – генерального директора ММЗ Талгата Байтазиева. За 9 месяцев 2015 года объем производства ММЗ, по официальным данным, составил $93 млн. Для сравнения: когда заводом владел российский «Металлоинвест», в 2014 году за тот же период объем производства находился на уровне $170 млн. Таким образом, ММЗ сократил объем производства в денежном выражении на 48%, а в натуральном выражении произошло сокращение выплавки почти на четверть. В этой ситуации есть серьезные основания полагать, что завод закончит 2015 год с убытком в $20-25 млн.
Что касается налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, то за первое полугодие 2015 года ММЗ заплатил налог на доходы на сумму чуть менее 1 млн приднестровских рублей, что почти на четверть меньше, чем в 2014 году. Исходя из этого, ставка по налогу на доходы составила 0,1%. Отметим, что за 1 доллар США сейчас дают 11,1 приднестровских рублей.
Совершенно очевидно, что завод, откуда российских предпринимателей фактически выдавили, сильно ухудшил производственные и финансовые показатели. Примечательно, что это произошло на фоне того, что цена на энергоносители, установленная для завода, стремится к нулю.
По оценкам наблюдателей, нынешние власти ПМР на примере ММЗ четко показали свой курс. Под предлогом «борьбы с олигархами» они «отжимают» бизнес и передают его «предпринимателям» из своего окружения, которые, в свою очередь, фактически уничтожают экономические объекты республики. Народу же в виде подачки кидают дешевые «социальные» магазины с второсортным и просроченным товаром.
Еще показательней то обстоятельство, что в случае с ММЗ государство выступает гарантом погашения долгов завода перед компаниями Алишера Усманова на сумму около $170 млн. Как говорят эксперты, учитывая экономическую политику Шевчука, можно предположить, что нынешнее руководство Приднестровья либо «повесит» этот долг на население, либо, если придет время перебираться на «запасные аэродромы», предложит не оценившим «реформаторов» согражданам самим разбираться, что к чему…
Время собирать камни
В нынешней ситуации совершенно очевидно, что 29 ноября, когда пройдут выборы в Верховный Совет республики, станет решающим днем. Угроза дальнейшего «освоения» (вплоть до уничтожения) республики в результате узурпации Шевчуком власти обернется и другими негативными последствиями.
По оценкам экспертов, усиление противоречий в политической элите ПМР в сочетании с обострением конфликта власти и бизнеса неизбежно способствует нарастанию проблем, чем не преминут воспользоваться внешние силы.
В своей недавней статье в «Военно-промышленном курьере» президент Академии геополитических проблем Константин Сивков справедливо отметил, что комплексное воздействие негативных факторов на весьма хрупкую социально-политическую систему ПМР может привести к социальному взрыву с последующим вероятным разрушением государственности Приднестровья.
Россию при подобном варианте развития событий ожидает целый букет угроз и проблем. «Прежде всего, велика вероятность того, что молдавские власти в случае социальной нестабильности постараются сделать все возможное, чтобы восстановить контроль над регионом. Ведь для них это пропуск в НАТО. А для РФ такой исход чреват не просто возникновением крупнейшего на постсоветском пространстве плацдарма НАТО, но и огневым соприкосновением российской ОГРВ с войсками Молдавии. Вряд ли останутся в стороне в таком случае и украинские власти или, по крайней мере, боевики «Правого сектора». Таким образом, риск российско-натовского военного конфликта высок», – заключает эксперт.
Тирасполь – Москва, Алла Неверова
© 2015, РИА «Новый День»