Сегодня нижняя палата российского парламента приняла правительственный законопроект о повышении акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Несмотря на протесты думской оппозиции документ не был снят с рассмотрения, а при поддержке фракции «Единая Россия» был одобрен в целом. За высказались 236 депутатов.
Согласно законопроекту, с 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на 2 рубля в расчете на 1 литр, для дизельного топлива на 1 рубль в расчете на 1 литр. В правительстве считают, что в условиях снижения мировых цен на нефть повышение акцизов не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке.
Заместитель главы Минфина РФ Юрий Зубарев, выступая сегодня в Госдуме, в частности, сказал цены должны вырасти в пределах инфляции примерно на 4%, что не должно негативно отразиться на ситуации в сельском хозяйстве, где как раз начнется посевная, на затратах Минобороны и других государственных ведомств, а также на транспортной отрасли в целом.
Стоит отметить, что вместе с январским повышением топливных акцизов налоговая нагрузка в сравнении с декабрем 2015 года вырастет в полтора раза. В этом году по предложению Минфина акцизы на топливо уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо на 20,3%, до 4,15 рублей за литр.
«Гвоздь в крышку гроба»
Представители думской оппозиции выступили резко против нового повышения акцизов. Депутаты обратили внимание, что наряду с «Платоном» и транспортным налогом это станет новым ударом для транспортной сферы, а результатом этого будет значительное повышение инфляции, что самым негативным образом скажется не только на предпринимательстве, сельском хозяйстве, но и беднейших слоях населения.
Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ушаков напомнил, что акцизы на бензин с 2010 года выросли в 2,5 раза, акцизы на дизель – в 4,5 раза. За это время акциз бензин вырос на 8 рублей за литр, цены на автозаправках поднялись на 11 рублей. Акциз на дизель поднялся на 5 рублей 30 копеек за литр, на заправке подорожание составило 12 рублей. «Нефтяные компании просто перекладывают стоимость акциза на конечного потребителя», – констатировал он.
При этом Ушаков добавил, что после повышения акцизов придется вносить поправки в бюджет, чтобы выделить дополнительные средства сельскому хозяйству на проведение посевной кампании и для армии, которая является основным потребителем топлива, в результате чего непонятно, в чем заключается цель законопроекта.
Не совсем понятно и то, что с одной стороны деньги от поступления акцизов должны идти в дорожный фонд, с другой – Минфин уже заявил, что это является «антикризисной мерой» и средства пойдут в федеральный бюджет. В этой связи Ушаков от имени фракции заявил, что в этой ситуации требуется отменить транспортный налог и урегулировать ситуацию вокруг «Платона» и предотвратить введение регионального «Платона», проект которого планируется рассмотреть на заседании комитета Госдумы.
Депутат Андрей Руденко, комментируя ситуацию с повышением акцизов, напомнил, что в Советском союзе было такое понятие: вредитель народного хозяйства и соответствующая статья УК. «У нас некоторые ведомства в нашем правительстве являются вредителями народного хозяйства. Вы ведете к тому, чтобы загубить сельское хозяйство», – сказал парламентарий и посоветовал правительству, прежде всего, сократить зарплаты в министерствах и ведомствах, а не перекладывать нагрузку на обычных налогоплательщиков.
Выступая по мотивам голосования, депутат от КПРФ Борис Кашин заявил, что это шаг в очень опасном направлении. «Либо бюджетная политика будет изменена в интересах большинства, либо обстановка будет обостряться. И не надо винить в этом оппозицию. Вы сами толкаете страну неизвестно куда», – констатировал Кашин.
Депутат от ЛДПР Антон Ищенко обратил внимание, что повышение акцизов идет вразрез с прямым указанием президента РФ. «Правительство каждый раз говорит, когда повышает акцизы, что это никак не повлияет на цены. Повлияет, это прекрасно все понимают. Повлияет на сельское хозяйство, повлияет на транспортную отрасль, на пассажирские перевозки, на строительство и так далее… Уважаемое правительство, повышение налогов вразрез с указание президента РФ для вас уже стало традицией. Традицией стало повторение той мантры, что повышение налогов влечет повышения цен… Хватит дурачить население!» – подчеркнул Ищенко.
«Справедливоросс» Олег Нилов, предложивший сегодня автомобилистам протестовать красными наклейками на машинах против повышения акцизов на топливо, заявил, что правительство вводит новую нагрузку на граждан, понимая, что у людей нет уже возможности бесконечно финансировать кризис.
«Это что-то уже похожее на самоубийство. Вот такими предложениями правительство, если их будет еще с десяток, загоняются гвозди в крышку гроба и правительства, и той партии, которая защищает ее здесь интересы», – сказал Нилов.
«Единая Россия» пообещала строго спросить с правительства
В ходе рассмотрения этого законопроекта наметилась новая тактика парламентского большинства в лице «Единой России», которая ранее безоговорочно поддерживала правительственные инициативы. Курс взят, как минимум, на критическое осмысление предложений кабинета министров, которому, как первоначально сказал первый заместитель комитета ГД по бюджету и налогам Глеб Хор, представляя законопроект, нужно нести реальную ответственность за принятые решения. Он выразил опасения, что повышение акцизов действительно может негативным образом отразиться и на сельском хозяйстве, а также структурах Минобороны РФ, которые являются крупным потребителем топлива.
Вместе с тем председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров со своей стороны отметил, что очень бы хотел, чтобы представитель правительства, знал, о чем он говорит. Парламентарий обратил внимание, что в пояснительной записке к законопроекту об акцизах нет прогнозных данных по инфляции, на заседании комитета ГД был назван один процент, а в зале пленарных заседаний – другой.
В то же время Макаров сказал, что власть в состоянии обеспечить, чтобы в конечном итоге нагрузка не легла на плечи граждан. «Коллеги, нас с вами, рассматривая этот закон, необходимо понимать, что мы должны помочь в первую очередь селу, и второе – мы должны не допустить тупого переноса налоговой нагрузки на граждан. Это, безусловно, власть в состоянии обеспечить. Мы поддерживаем этот законопроект, предлагаем принять его в трех чтениях, но мы спросим с тех, кто давал нам эти цифры. Я думаю, что хватит, чтобы эта ответственность была только моральной, она должна быть реальной», – сказал Макаров.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин поддержал идею об ответственности правительства. «Юрий Иванович (обращаясь к представителю Минфина Юрию Зубареву), мы четко фиксируем вашу позицию, как официального представителя правительства о том, что цены, если и будут повышены, то в пределах инфляции, и если будет нечто иное, правительство внесет предложение о компенсации потерь для некоторых категорий. Это первое. И второе. Вы услышали наше требование, что средства от повышения акцизов будут направлены на развитие дорожного хозяйства. Мы с вас это спросим», – сказал Нарышкин.
Москва, Анастасия Смирнова
Москва. Другие новости 26.02.16
НАТО просит денег, пугая правительства ЕС и Вашингтон Россией. Эксперты Альянса объявили о неспособности защитить Восточную Европу. / Генпрокуратура проверит TripAdvisor за карту России без Крыма. / Опрос про «Майдан»: России такого вообще не надо. Но Украину россияне все еще любят несмотря ни на что. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2016, РИА «Новый День»