Второй человек российского списка Forbes, совладелец холдинга L1 и «Альфа-Групп» Михаил Фридман считает, что мировая экономика вошла в «эпоху индиго», когда исчезает «реальный или воображаемый» дефицит природных ресурсов. При этом главным источником богатства становится общественная инфраструктура, создающая среду для реализации творческих и интеллектуальных способностей человека, пишет миллиардер в колонке Forbes.
«Страны – лидеры экономического развития стали создавать модели, опирающиеся во многом не на природные ресурсы, а на существенную долю добавленной стоимости, созданную сервисным сегментом экономики, – пишет Фридман. – Тем не менее, невозможно было представить экономику любой, самой успешной страны, без жесткой потребности в постоянном доступе к порой ограниченным природным компонентам. Именно из-за этого и возникали циклические «пузыри» на сырьевых рынках, зоны «жизненно важных интересов» великих держав и голливудские антиутопии о войне за горючее... Казалось, что рано или поздно чего-то крайне важного для экономики начнет не хватать и люди вступят в бескомпромиссную борьбу за обладание быстро исчерпывающимся природным элементом. Правда, пока этого стечения обстоятельств удавалось избежать – всегда находился какой-то альтернативный вариант для очередного «бутылочного горлышка» – будь то бабочки шелкопряда, индийские специи, натуральный каучук или conventional oil & gas».
Бизнесмен называет новое состояние мировой экономики «эпохой индиго». Это означает, что «гипотеза о скорой исчерпаемости каких-либо природных ресурсов, в связи с чем существенно затормозится экономическое развитие, переходит в разряд исторических казусов и заблуждений, на свалку истории...».
Происходящее в мире Фридман называет «тектоническим сдвигом человеческого сознания», когда в мире возникли и быстро развиваются общества, инновационный потенциал которых позволяет избавиться от фобий нехватки или недоступа к тому или иному природному ресурсу, быстро найти эффективную альтернативу любому дефициту. Значит ли это, что сырьевые товары станут не нужны? Конечно же, нет. Просто исчезнет реальный или воображаемый дефицит в приобретении этого товара, а вместе с дефицитом исчезнет и сверхприбыль производителей сырья, что уже и происходит.
Нефть и газ, по мнению Фридмана, были последним бастионом теории «бутылочного горлышка», но и он рухнул под натиском индиго-экономики. Главным источником национального богатства постепенно, но неизбежно будет становиться общественная инфраструктура, создающая питательную среду для реализации потенциала ключевого элемента общественного развития – творческих и интеллектуальных способностей каждого человека. В этом смысле очень показателен пример смены лидера в рейтинге крупнейших по рыночной капитализации мировых корпораций: на смену многолетнему чемпиону – сырьевому гиганту Exxon – пришли созданные творческим гением выдающихся личностей Apple и Google, – отмечает Фридман.
Тоталитарный режим экономически нежизнеспособен
При этом Михаил Фридман уверен, что в странах с авторитарным или тоталитарным режимом не может зародиться экономика будущего, которая опиралась бы не на природные ресурсы, а на «существенную долю добавленной стоимости, созданную индустриальным, а впоследствии и постиндустриальным (сервисным) сегментом экономики».
«Тем не менее краткосрочные экономические успехи авторитaрных и даже тоталитарных режимов все еще иногда соблазняют общества, тоскующие по сильной руке и готовые пожертвовать правами собственных граждан ради экономических достижений», – пишет миллиардер. Он надеется, что новая эпоха индиго «поставит окончательный крест на этом опасном заблуждении».
«Наверное, можно теоретически представить умного и талантливого диктатора, создавшего относительно эффективную, пусть и очень ненадолго, систему централизованного распределения и использования природных богатств своей страны. Или диктатора, собравшего за колючей проволокой группу ученых и, одновременно угрожая им и соблазняя их дополнительным пайком, путем неимоверной концентрации ресурсов создавшего атомное оружие и баллистические ракеты для охраны собственного режима. Но даже в теории кажется невозможным создать экономику, опирающуюся на творческую энергию миллионов индивидуумов, свободу их фантазии и самовыражения, при этом жестко ограждая большинство граждан от участия в решении важнейших общественных задач. Так что создающаяся на наших глазах экономика будущего – экономика индиго – это экономика свободных людей. А значит, мир неизбежно, хотя и мучительно, будет становиться свободнее. В это я верю», – пишет Фридман.
Москва, Александр Шуша
Москва. Другие новости 05.05.16
Адвокаты олигарха Григоришина обжаловали его заочный арест. / Медведев: Москву расширили правильно. Но «комсомольцев» нужно посылать на Дальний Восток. / Жириновский не справился с развалом оренбургской ЛДПР. Ставка на Катасонова не сработала, активисты бегут из партии. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2016, РИА «Новый День»