Сегодня Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении пакет изменений в законодательство о противодействии терроризму в РФ. Речь идет, в том числе, об уголовной ответственности для 14-летних детей, доступе правоохранительных органов к телефонным звонкам и переписке граждан, а также санкциях за несообщение о готовящемся теракте и экстремистские репосты в соцсетях. Нижняя палата оказалась далеко не единодушна в одобрении, ряд депутатов выступили с резкой критикой нововведений.
Законы, вызвавшие широкий общественный резонанс были разработаны главами профильных комитетов двух палат парламента: председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Поправки предполагаются в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в 10 отдельных законов.
Согласно принятым изменениям, появится новый вид преступления – международный терроризм, предусматривающий наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. За финансирование международных терактов и за вовлечение преступнику грозит от 5 до 10 лет со штрафом до 500 тыс рублей.
Отдельный пункт, вызвавший массу критики – снижение возрастного порога для наступления уголовной ответственности за терроризм до 14 лет.
Вместе с тем вводится отдельная статья, предусматривающая штраф до 100 тысяч рублей либо принудительные работы и лишение свободы на год, – за несообщение о готовящемся теракте, угоне самолета и некоторых других преступлениях. Единственный случай, когда ответственность снимается – несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
Кроме того, штраф от 300 тысяч до 1 млн рублей или лишение свободы от пяти до семи лет предусмотрен за публичные призывы к терроризму в интернете. Также за эти действия могут грозить принудительные работы на срок от двух до пяти лет либо лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.
Еще одна принятая мера, вызвавшая большой резонанс, – хранение информации о фактах приема звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео в течение трех лет, которое должны обеспечить операторы связи. Срок хранения самого содержания разговоров и переписки составит до шести месяцев. Мессенджеры и социальные сети также обяжут хранить содержание переписки в течение полугода, однако срок хранения данных о фактах передачи будет меньше – до одного года.
Вся хранимая информация будет доступна правоохранительным органам, а за невыполнение данного требования штраф для граждан составит от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 800 тысяч до 1 млн рублей.
Такие антитеррористические меры вызвали волну критики среди депутатов, треть из которых проголосовала против этих нововведений. Как отметил депутат от КПРФ Юрий Синельщиков, проект принимается в непозволительной спешке, когда документ не проработан. «Скажем прямо: это никак не повлияет на профилактику террористических преступлений. Если уж что-то могло бы на него (террориста) повлиять – так это смертная казнь», – заявил парламентарий. Он подчеркнул, что коммунисты выступают в целом против законопроекта.
В свою очередь депутат от ЛДПР Алексей Диденко раскритиковал пункт об усилении ответственности по 282 статье. «Эта статья не выдерживает никакой критики со стороны профессионального юридического сообщества – она крайне неконкретизирована, весьма субъективно оценивается объективная сторона», – пояснил он.
Парламентарий напомнил, что в прошлом году более 500 человек были привлечены по данной статье, однако «среди них нет ни одного террориста – в основном среди них лица, которые сделали заявление, репост в соцсетях». По его словам, новые поправки коснутся «миллионов и миллионов россиян» и «ломают жизнь» молодых людей в самом начале пути.
Депутат Дмитрий Гудков назвал этот комплекс антитеррористических мер «людоедской нормой». В первую очередь, он выступил за отмену пункта о наступлении уголовной ответственности за терроризм для 14-летних граждан. «Психика ребенка к этому возрасту не сформирована – это вам скажут любые психологи. Ему нужна реабилитация, а не наказание, тюрьма или колония», – аргументировал он.
Кроме того, по его оценке, наказание за несообщение о преступлении – «попытка создать институт стукачества имени Павлика Морозова».
Среди прочего Гудков подчеркнул, что ущерб наносится и бизнесу, поскольку хранение звонков в течение полугода обойдется в $50 млрд долларов. «То есть $30 млрд бизнесу придется потратить на создание такой базы, а еще 20 – на обслуживание. Огромные убытки – и эти убытки бизнеса потом лягут на наши плечи. Кто будет платить за связь? Российские граждане», – констатировал депутат и не исключил, что личная информация граждан может попасть на «черный рынок».
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 24.06.16
Омская епархия РПЦ внедрила в детсады казаков и православное воспитание. Проект может стать незаконным – благодаря «поправкам Яровой». / Банк Англии зальет финансовый пожар миллиардами. Решение британского регулятора в пожертвовать $345 млрд приостановило панику на рынках. / Силуанов предрек рублю новую девальвацию после Brexit. Один «черный лебедь» может потянуть за собой и других, считает министр финансов РФ. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2016, РИА «Новый День»