Можно ли сохранить культуру, когда государство навязывает ложные знания? Как научиться говорить «нет» инокультурному влиянию? Об этом NDNews беседует с доктором философских наук, профессором, заведующей кафедрой культурной антропологии и этнографического туризма Крымского университета культуры, искусства и туризма Антониной Швецовой.
«Новый День – Новый Регион»: Нелегко, наверно, быть профессором антропологии? Это же мужская специальность. Представляются бородатые молчаливые мужчины, дни и ночи проводящие в экспедициях...
Антонина Швецова: Такой образ подарила нам западная традиция. За рубежом культурная антропология по сути то же самое, что этнология, это есть изучение прикладных аспектов жизни этноса. В российской же философской школе культурная антропология – это общетеоретическая дисциплина, которая занимается изучением человека в культурном контексте. Нет культуры без человека-личности и нет личности без культуры – это единый процесс. Вы знаете, что больше всего психических отклонений у потомков межнациональных браков или людей, которые попали в инокультурную среду, где нет четкой культурной идентификации? Люди не знают, куда идти, во что верить, какая у них история, представители чьей они культуры.
«Новый День – Новый Регион»: То есть культуры «вообще» не бывает?
Антонина Швецова: Да, культуры просто так не существует. Это всегда культура конкретного народа, конкретной нации. И передавать ее нужно как огонь, от поколения к поколению. Не передашь – погаснет навсегда. А именно национальная культура показывает, куда мы идем, и ради какой цели мы можем отчего-то и отказаться.
«Новый День – Новый Регион»: А как же глобализм?
Антонина Швецова: Глобальные процессы естественны, но прежде всего они связаны с материальной, технической культурой. А в духовных ценностях заложено то, что характерно именно для нашей ментальности, нашего мировоззрения. То, что для нас позитивно, для кого-то может иметь негативный оттенок, и наоборот.
«Новый День – Новый Регион»: Получается, в идентичности есть свои ограничения? Как, например, нельзя быть одновременно и успешным, и милосердным?
Антонина Швецова: Ограничения есть. Это не значит, что вы не знаете иных культур. Пожалуйста. Есть другие страны, другие люди. Мы сейчас зарубежную культуру знаем порой лучше своей. Иностранные принципы жизни, ценности, идеалы могут быть и не совсем чуждыми нам, они могут даже во многом совпадать с нашими, но это не значит, что они наши. Например, можно очень любить Элтона Джона, но в собственной жизни не ориентироваться на его ценности. Я, например, почти перестала смотреть зарубежные фильмы – неинтересно. Не получаю от них эмоционального подъема, пробуждения.
«Новый День – Новый Регион»: Как люди распознают, что наше, а что иное?
Антонина Швецова: Когда народ начинает осознавать себя субъектом истории, выбирать свое будущее, он опирается в этот момент на национальные, культурные ценности, которые объединяют нацию. На культурные святыни, как говорил Дмитрий Лихачев. А когда нам прививают чужие ценности, от своих мы отказываемся – такова уж закономерность. Повторюсь, культура создается определенным народом для самого себя с конкретной целью. Родное есть родное. Ложится как ключ к замку. На твою память, на твою душу, на твои отношения, на все, что ты представляешь собой как личность. И потом, когда встает проблема выбора, тебе совершенно ясно, куда тебе идти и что делать.
«Новый День – Новый Регион»: Включается культурный код. Что это за механизм?
Антонина Швецова: Культурный код срабатывает на уровне бессознательного, но питается он тем, что поступает в сознание. Возьмем, к примеру, чувство гордости за свою Родину. Оно вырастает из знания причин для гордости. Что у нас уникального, почему мы вот такие, чем мы отличаемся, почему наши ценности не хуже других, а может быть, даже и лучше. Недостаточно просто сказать: любите Родину. Получите в ответ: «Хорошо, люблю». Как ребенок – ты маму любишь? Люблю. Папу – люблю. А что это такое, ребенок ведь не понимает.
Сама по себе позиция не сформируется. Воспитание, «взращивание» должно быть целенаправленным процессом, определенной программой, направленной на формирование культурно-исторических убеждений. Чтобы у человека была позиция, он должен знать свою культуру и историю. Только тогда он может сознательно выбирать. Сознание – это со-знание. Эмоции, чувства – они будут всегда, на первом месте стоят знания.
«Новый День – Новый Регион»: При Советском союзе чувство Родины воспитывалось целенаправленно. А потом 23 года нас насильно переучивали.
Антонина Швецова: Расскажу вам одну давнюю историю. Шел 1983-й год. Я училась на третьем курсе, и нас отправили на практику в Германию на целых три недели. Первую неделю мы восхищались местным изобилием, а под конец нам было уже все равно, сколько там видов масла в магазине. Как мы бежали на поезд домой! «Там хорошо, но нам туда не надо» – помните, Владимир Высоцкий пел? Может быть хорошо, может быть нейтрально, но там – чужое. Да и негативного за рубежом тоже хватает. Картинку нам показывают одну, а когда начинаешь вникать, выясняется, что для нас там очень много неприемлемого.
«Новый День – Новый Регион»: «Западники» нас малюют, будто мы такие же, как они, только невоспитанные. А на деле мы совершенно другие.
Антонина Швецова: А что такое «невоспитанные»? У меня дочка училась в немецкой школе, и в старших классах она поехала в Европу по программе обмена. Ох, как перед поездкой я ее напутствовала! Не дай Бог что бы ребенок опозорился: «Маша, ты едешь, ты вещи, пожалуйста, складывай, убирай все за собой». А дочка вернулась, говорит: «Мама, о чем ты говоришь?! В два пальца пыли, никто не вытирает, все разбрасывают куда попало! И вообще какие там воспитанные. Привезла три коробки конфет – даже спасибо не сказали!».
«Новый День – Новый Регион»: Когда к нам по обмену приезжают, мы делаем ремонт в квартире...
Антонина Швецова: Конечно. Стараемся, думаем, как мы будем выглядеть. Все это – элементы ментальности.
«Новый День – Новый Регион»: Сегодня мы видим уникальную ситуацию: крымская весна пробудила Крым и Россию...
Антонина Швецова: Когда происходят такие события, как у нас в Крыму, думаешь прежде всего о близких и очень четко осознаешь разграничение на «свой» и «чужой». Украинский период был очень непростым для крымчан. Мы были уже не Россией, но и Украиной не стали. Ни «свой», ни «чужой». Но переписать историю можно только формально, реально же – нет. Поездите по полуострову. Здесь везде памятники, следы именно русской цивилизации. Фантазировать легко, но для науки реальность такова: Крым – это российская культура, российская история.
«Новый День – Новый Регион»: Немудрено, что задача обреченной киевской хунты – переписать историю и стереть наше общее славное прошлое.
Антонина Швецова: Ничего хорошего это не даст. Человек должен знать, где его культура, его Родина, его семья, его ценности. Нынче, например, социологи пишут, что семья теряет свои функции. А чего она теряет? Значит – общество само потакает этому. Нужно просто говорить «нет» пагубным тенденциям.
Я читаю лекции по социологии конфликта. Социология не расценивает конфликт как плохой или хороший. Это просто форма человеческих взаимоотношений. А конфликт очень часто начинается, когда человек отвечает «нет». У нас со студентами вспыхивают целые дискуссии, хорошо это или плохо. Но говорить «нет» нужно еще и научиться! Научиться говорить «нет» и инокультурному влиянию. Особенно для молодежи.
«Новый День – Новый Регион»: Современная молодежь этого не умеет?
Антонина Швецова: На всех нас сваливается огромный массив информации, а у ребят не сформирована даже поисковая мотивация. Они бы и могли найти что-то в поисковике, да просто не знают, что искать. Нужная информация сама не выскочит.
«Новый День – Новый Регион»: Выскочит то, что любезно продвигают антироссийские силы…
Антонина Швецова: Увы, такова пока наша реальность.
Как-то я порекомендовала своим студентам посмотреть фильм «Философ. Уроки выживания» – безрезультатно, «не смогли найти». И лишь когда я показала фрагмент, ребята посмотрели картину целиком.
Не стоит забывать, что именно молодежь – главный объект воздействия, в том числе воздействия культуры. Определенный романтизм, идеезараженность, легкая взбудораженность плюс возраст, когда создаются семьи, рождаются дети. У молодых людей уже есть какое-то основание, но они еще не укрепились, а поэтому и поддаются влиянию. Вспомните, и Майдан начался с выступления студентов. Такова уж природа молодежи, они всегда хотят гораздо больше, чем есть сейчас.
«Новый День – Новый Регион»: Есть ли шанс противостоять этому?
Антонина Швецова: Нужно уметь распознавать инокультурные ценности, инокультурные коды. Такой гигантский объем информации фильтровать можно только с помощью установок, которые дала тебе собственная национальная культура. И мы вновь возвращаемся к тому, что нужно целенаправленно прививать людям культурные коды.
А для этого нужны соответствующие преподаватели. Сегодня модно гнаться за мультимедийными технологиями, презентациями, чтобы все блестело, сверкало! Да, мультимедийная презентация покажет схему, да, все разложит, ну а студент перерисует. Но в ней нет оценивания, нет эмоциональной окраски. Что у ребенка останется в голове и что в душе? Самая большая ценность – когда ты видишь, как рождается человеческая мысль. Как человек думает и говорит. Живой процесс преподавания ничто не может заменить, потому что человек существо коммуникативное.
«Новый День – Новый Регион»: К слову о роли личности в сохранении исторической памяти. В Крыму самые разные люди рассказывали нам истории украинского периода. Ребят в школе учили прославлять Бандеру, а в семьях верно чтили прадедушек, героев Великой Отечественной войны…
Антонина Швецова: Да, и слава Богу, что у ребят был личный пример в их семьях! Но, на мой взгляд, главным инструментом воспитания сегодня должны быть школа и высшие учебные заведения. А семья уже им в помощь. Нужно, в частности, противостоять пагубной тенденции сокращения гуманитарных предметов. В нашем университете мы ввели курс «История отечественной культуры», хотя его нет в обязательных дисциплинах. Там есть только «История России». А знаете, как это важно для Крыма? Здесь очень большой пробел в образовании. Мы сейчас галопом начитываем на втором, третьем курсах «Историю России», «Историю российской культуры», «Историю культуры Крыма».
«Новый День – Новый Регион»: В украинский период вы жили в лоне украинской научной школы? Как сейчас чувствуете себя без нее?
Антонина Швецова: Понимаете, научное сообщество, оно ведь политически достаточно нейтрально. Философы смотрят на одну и ту же ситуацию с пяти-шести сторон. У меня остались однокурсники в Киеве, Харькове – у нас никаких проблем в общении. К тому же в Крыму издавна сложилась очень сильная философская школа. В ее базе – школа Петербургская, еще дореволюционная.
«Новый День – Новый Регион»: Можно сказать, что вы варились в собственном котле, а Украина смотрела издалека и не вовлекалась?
Антонина Швецова: Киев и Крым всегда были немножко отдельно, да и наша крымская философская школа отличалась, хотя, отдам должное, киевская школа тоже достаточно сильная. Вот простой момент: публиковаться в Киеве было сложно, ведь писать нужно было на украинском языке. А наши философы русскоязычные, а уж из населения мало кто знает украинский. Плюс есть же еще специфика мышления. Например, я знаю в совершенстве украинский язык, но публиковаться хотела на русском. У нас даже присказка была: если хочешь, чтобы читали, пиши на русском. Хочешь, чтобы не читали, пиши на украинском. Поэтому мы издавали собственный журнал при Таврическом национальном университете «Культура народов Причерноморья».
«Новый День – Новый Регион»: Приближается замечательный праздник – Крымская весна, который вместе с Крымом будет отмечать вся Россия. Сейчас, оглядываясь назад, какими вспоминаются события января-февраля 2014?
Антонина Швецова: Помню большое напряжение, ожидание конфликта. Мы не знали, чем все закончится, но просто выполняли свои обязанности, вели занятия, продолжали исследовательские работы. Провели несколько научных межкафедральных семинаров на тему «Западноевропейские культурные ценности и наша молодежь», обсуждали, насколько они нам приемлемы. Кто-то скажет, организовать референдум за две недели невозможно. Я всегда отвечаю: «Знаете, нужно очень хотеть». Крым не такой большой, как кажется, 2,3 миллиона человек. Захотели и сделали.
«Новый День – Новый Регион»: Вам, преподавательскому составу, ставили задачи агитации за вхождение в состав России?
Антонина Швецова: Это было не нужно. В КУКИиТе очень хорошо поставлена кураторская работа. У каждой группы есть преподаватель, который за нее отвечает. Мы беседовали с родителями, знали настроения. Люди действительно добровольно пошли на референдум. Я была уверена, что будет больше 90% «за». Не могу сказать, что все однозначно отнеслись к возвращению в Россию, ну так и было процентов шесть несогласных.
«Новый День – Новый Регион»: У вас была возможность уехать на Украину?
Антонина Швецова: Да, но я выбрала остаться. Старый друг лучше новых двух. Я живу в Крыму уже тридцать лет. Родилась в Сумской области, это северо-восток Украины. Вы знаете, ведь именно оттуда был знаменитый Ахтырский полк Дениса Давыдова. Закончила философский факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, аспирантуру. По распределению могла поехать в любой уголок Союза, но в итоге приехала в Крым. И он стал мне родным.
Москва, Кристина Славинская, Лариса Михайлова
Москва. Другие новости 19.01.15
В Чечне объявлен выходной день в честь митинга против карикатур на Мухаммеда. Мусульмане России организовали масштабную акцию в поддержку ислама. / МВД Украины возбудило дело против властей ДНР. / Житель Сочи пожаловался в Конституционный суд на «олимпийский» указ Путина. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».