Очередной импульс активизации социально-экономических связей постсоветского пространства, завязанных на Россию, Москва наметила осуществить в течение 2010 года – периода председательства в СНГ.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о намерении к весне собрать от президентов стран-участников их предложения относительно апгрейда организации, привести их к единому знаменателю, а затем утвердить на очередном саммите, пишет «Независимая газета».
Шувалов уже начал встречаться с представителями глав – участников СНГ. В этой связи возникает два вопроса. Станут ли в Москве всерьез готовить рывок в интеграции или продолжат поддерживать имитацию первостепенного внимания к этому делу, используя новомодную «модернизационную» риторику?
Назначение «путинского маршала» Шувалова национальным координатором РФ по делам СНГ должно говорить о серьезности намерений. В его обязанности на этом посту входит контроль за реализацией принятых в рамках СНГ документов, а также координация деятельности госорганов по вопросам сотрудничества. Напомним, за его плечами успешно подготовленный G8, затем весной 2008 года он оказался в роли дублера премьера Путина при подготовке и согласовании «Концепции-2020».
Правда, Шувалов также курировал проект «удвоения ВВП к 2010», и вышел облом, но, с другой стороны, это закономерный результат существующей модели хозяйствования. Поэтому Шувалов в числе потенциальных кандидатов на место премьера. А сегодня закрепление за Шуваловым постсоветских проектов интеграции (включая ТС ЕврАзЭС), безусловно, поднимает их статус.
Очевидно, что сотрудничество с СНГ так и не стало приоритетом для Москвы, оставаясь лишь декларацией публичных внешнеполитических документов. Верно и то, что многие путинские обещания обесценились. Большинство афишируемых как долгосрочные, стратегии на деле оказывались элементами политических манипуляций, влияющих лишь на аппаратные игры. То же может статься и с нынешним апгрейдом СНГ.
Но посмотрим с оптимистической стороны, в любом случае будет проделана какая-то работа и даже определенные позитивные результаты могут быть достигнуты. С чем же будет иметь дело Шувалов?
В СНГ выделяется четыре блока: политический, социально-экономический, гуманитарный и вопросы безопасности. Кроме последнего, три из них будут затронуты вниманием Шувалова. Вероятно, за основу модернизации будет взята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, именно в этом документе заключается вся проблематика развития организации. Ее подписали в ноябре 2008-го премьеры девяти государств, включая даже Украину, Молдавию и Азербайджан, но с рядом оговорок. Азербайджан, к примеру, не стал подписывать стратегию в части согласованного транзита и реализации энергоресурсов. Молдавия согласилась со стратегией, за исключением формирования Единого информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Украина подписала, за исключением положений, которые могут противоречить правовым параметрам интеграции Украины в ЕС и договорным обязательствам, взятым Украиной как членом ВТО. Также Украина не собирается двигаться к интеграции системы образования и формировать общий рынок труда.
После избрания нового президента Украины практический интерес будут представлять оценки возможности евразийского крена Украины. Но вряд ли она станет более удобным партнером для интеграции с РФ, чем та же Белоруссия.
В принятой Стратегии-2020 есть существенные пробелы – это образование и права человека. До сих пор не решены вопросы взаимного признания дипломов, не отрегулированы механизмы сотрудничества вузов СНГ. Скажем, программы обмена студентами зависят от энтузиазма и средств самих вузов и не подкреплены бюджетами. Не существует практики волонтерских стажировок, что очень важно как для России в плане поддержания русскоязычного пространства, так и для стран СНГ, стремящихся к продвижению своей гуманитарной политики в России. Все это до сих остается уделом экспертных дискуссий, но именно эти механизмы обустраивают наше общее поле. Наконец, в рамках СНГ уместно ставить вопросы обеспечения прав человека и полноценной работы судебной системы. Здесь, конечно, возникает недоверие к России, связанное с политическими страхами властей СНГ по отношению к мотивам поддержки русскоязычных меньшинств и диаспоры. При должном развороте политики подобные обеспокоенности можно снять: российские НПО/НКО могли бы обучать и поддерживать гражданские инициативы, связанные с правами собственников, потребителей, делиться методами борьбы с произволом местных чиновников. Почему бы и нет? В начале февраля Дмитрий Медведев подписал указы о создании Фонда поддержки публичной демократии и Совета по международным делам, возможно, они и станут разрабатывать стратегию на этом направлении. Есть смысл двигаться этим курсом, учитывая близость режимов «авторитарной демократии» России со многими государствами СНГ и похожий опыт управляемой демократизации.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 15.02.10
«Летнее время» в России отменяется?. Его отмену поддержал профильный комитет Совета федерации. / Нетаньяху будет добиваться от России более жесткой позиции по Ирану. / Москва и Вашингтон почти согласовали договор по СНВ. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».