Сергей Городников: Пропаганда защищает экономические интересы элит Российская нефтегазовая олигархия боится потерять власть
Российская пропаганда нацелена на сохранение нынешней системы чиновничьей и нефтегазовой олигархии. При этом западная пропаганда ничем не лучше: она пытается навязать остальному миру свою систему ценностей, выгодную её элитам. Об этом в интервью NDNews сказал писатель, политэкономист, философ, директор Центра разработок глобальной политики Сергей Городников в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Пропаганда – это система информационного и культурного насилия в определенных интересах и с определенными целями. Как говорил Наполеон, есть два рычага управления людьми: через страх или(и) интересы.
Чтобы понять пропаганду государства, нужно иметь представление о том, каковы интересы элит и что они защищают.
Сейчас в России превалируют интересы, связанные с господством спекулятивно-коммерческого капитала. У нас произошла классическая буржуазная революция. События 1993 года похожи на термидорианский переворот, после которого к власти пришли люди, захватившие собственность, и стремящиеся выстроить систему защиты своих интересов и подавления противников. Эта система разворовывания дожила только до 1998 года. После дефолта в виду больших долгов был запущен механизм выстраивания чиновно-полицейского управления для расширения спекулятивно-коммерческой эксплуатации страны – т.е., налаживание вывоза того, что на Западе можно было бы превратить в валюту.
Владимир Путин и его окружение старались наладить отношения с Западом, в частности, с Германией, чтобы встроиться в глобальную систему товарно-денежных отношений. С выдвижением в президенты Путина у новой власти в России главным интересом стала торговля нефтью и газом – только за счет этого держится капиталистическая экономика РФ. В этой связи стремительный рост цен на углеводородное сырье в нулевые годы привел к тому, что у властной группировки появились колоссальные возможности. Они не только расплатились с основными внешними долгами, но и получили возможность формировать систему защиты собственных интересов как внутри России, так и на мировом рынке.
В таких обстоятельствах стала складываться нынешняя система пропаганды Кремля. Российская провластная пропаганда нацелена на сохранение сложившегося чиновничье-олигархического строя. Для этого необходима поддержка населения и защита во внешней политике от чужих притязаний на нефтегазовые доходы, которые растут со стороны элит США и ЕС в связи с мировым кризисом.
Специфика российской пропаганды именно в том, что она защищает интересы высшей бюрократии и нефтегазовой олигархии. Она обрела поддержку в лице Церкви и реакционных народно-патриотических слоев. Дело в том, что у народа средневеково-крестьянское мировоззрение, а не буржуазно-национальное, и в этой ситуации власть опирается на самую реакционную и антибуржуазную идеологию. Но сейчас – рыночный капитализм, поэтому патриотические слои с их антибуржуазным сознанием превращаются в люмпенов. Они живут в полной зависимости от олигархии, которая их финансирует и навязывает определенный образ жизни. В этой ситуации цель пропаганды – заставить людей встраиваться в выгодную власти политическую и экономическую структуру.
Главная цель власти и ее пропаганды – удержать все рычаги управления страной. Но ее основная проблема в настоящий момент состоит в том, что в коммерческой эксплуатации ресурсов она дошла до предела – старая экономическая модель исчерпала себя. Внутри этой модели экономический кризис преодолеть невозможно. А новая модель предполагает полную смену власти и собственников.
В результате – нет иного выхода, кроме как бороться за власть ради удержания её любой ценой и любыми средствами. Это происходит, в том числе, путем агрессивной пропаганды. Чем существенней угрозы их собственности, тем больше через законодательную систему вводится полицейский и информационный контроль за страной. Этой же задаче служат и выборы, которые превращаются подконтрольную формальность, не способную угрожать интересам олигархических и бюрократических элит.
С 2008 года, после мирового кризиса, политический режим в России трансформировался в тиранию в древнегреческом духе. Тирания есть высшая форма господства олигархии. Она вырастает в условиях чиновно-полицейского олигархического режима, но за ней следует демократический режим. Демократия в классическом виде, как ее сформулировал еще Солон – это политическая диктатура средних имущественных слоев горожан, нацеленная против олигархов. И нынешняя пропаганда Кремля, осознанно или нет, нацелена вовне (для защиты капитала) и вовнутрь (на подавление демократических элементов). Такой конфликт заканчивается только политическим переворотом.
Что касается западной пропаганды, то она тоже обслуживает интересы своих элит. Пропаганда пережила несколько этапов в Америке, главной державе мирового капитализма. После гражданской войны 1861-64 годов утвердилось господство интересов среднего класса. Демократическая и республиканская партии в той или иной мере защищали интересы средних имущественных слоёв, мелкой и средней буржуазии, из которых формировалось буржуазное общество, американская англосаксонская нация, ассимилирующая в себя всех представителей средних слоёв имущественных собственников. С того времени и до 70-х годов 20-го века пропаганда формировала национальное общественное сознание, опиралась на широкую общественную поддержку населения, там были свои герои, герои национального общества. Президентство же Рейгана обозначило поворот к выстраиванию наднациональной, надобщественной империи: в ней уничтожается средний класс как таковой, политические институты становятся формальностью. Теперь там навязывается военно-бюрократический полицейский режим, опорой которого становятся крупнейшая финансовая и торгово-спекулятивная олигархия, и она непрерывно набирает влияние. Идеология национального общества заменяется либеральным космополитизмом. Соответственно за последние десятилетия произошло коренное изменение содержания американской пропаганды и её целей.
Это не случайность. А закономерность. Демократия раскрепощает развитие производственных сил, необходимых для освоение новых климатически сложных регионов. Однако после их освоения вес вновь приобретают не те, кто связан с производством, а кто связан с коммерцией, банками, менялами, формирует слой новой олигархии. И интересы этих новых экономических элит отходят от общественных интересов, а затем их подавляют и выбрасывают из политики и пропаганды.
В Европе после Второй мировой войны в условиях бурного подъёма промышленного товарного капитализма, необходимого для восстановления цивилизованного образа жизни, для освоения и развития прежде неосвоенных земель формировалась мощная система влияния национально-государственных общественных интересов. И соответствующей была государственная пропаганда. Хотя номинально европейские страны подчинялись США в борьбе с СССР, в целом они отстаивали свои национальные интересы. Однако в настоящий момент, как и в США, в Европе выстраивание европейского капитализма ЕС происходит уже за счёт роста влияния надгосударственных финансовых и торговых интересов, на которые опирается бюрократия Брюсселя. И становление пропаганды общеевропейского союза осуществляется за счёт подавления национального общественного сознания.
Переход от демократии к империи – начало цивилизационного упадка. Находясь в состоянии перехода к историческому упадку, США и Европа стараются защитить себя через мощную пропаганду, заставляя мир через пока ещё господствующие позиции в мировой экономике принимать их нынешнее положение, как вечное, неизменное. Однако они уже не дают миру ничего нового, не развиваются – и им остается только навязывать другим свой образ власти и могущества. Это говорит о том, что мы приближаемся к Третьей мировой войне, которая изменит расстановку сил.
Полное интервью с Сергеем Городниковым читайте в ближайшее время на сайте NDNews.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».