AMP18+

Пропаганда

Сергей Горин: Никакой «кремлёвской пропаганды» нет Госзаказ подменён творчеством масс

В России сейчас не видно организованной государственной пропаганды. Однако у общества есть спрос на государственную идеологию, который отчасти удовлетворяется творчеством самих масс в Интернете. Об этом в интервью NDNews сказал политтехнолог, специалист по нейролингвистическому программированию, в прошлом врач-психиатр, Сергей ГОРИН в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

Мы будем говорить о пропаганде, и давайте начнём с определения: пропаганда – это вброс и распространение информации для формирования общественного мнения (таково почти универсальное определение из любой энциклопедии).

Пропаганда имеет определённую форму и соблюдает некоторые обязательные правила построения. Так, она должна быть однообразной (то есть, повторять одну и ту же точку зрения), она должна быть предельно простой для понимания и однозначной – только «да» или «нет», никаких полутонов, никаких 256 оттенков серого… И многое другое, конечно. Да, поскольку самое опасное оружие – то, которое на оружие не похоже (пистолет в виде зонтика, нож в виде расчески), то и пропаганда не должна с первого шага напоминать своему потребителю саму себя.

Так вот, с моей точки зрения, сейчас нет никакой «кремлёвской пропаганды», это фикция. К примеру, в Facebook* есть страница сообщества «В. В. Путин». Казалось бы, где ещё можно и нужно откровенно пропагандировать достижения Президента России? Нет же, один из заголовков этой страницы содержит всего четыре слова, зато целых две ошибки; и вместо того, чтобы исправить ошибки, обслуга страницы ругает тех, кто ошибки заметил! Но под именем Президента России не может быть текста с ошибками, иначе какое мнение по поводу Президента формируют пропагандисты? Содержание многих фотоматериалов сообщества тоже неизбежно наводит на мысль: похоже, что говорить сегодня о «кремлёвской пропаганде» даже на самых удобных для неё площадках – то же самое, что говорить о горячем льде. Проще признать откровенно, что пресловутой «кремлёвской пропаганды» в нынешней природе нет.

Пол Лайнбарджер, учёный и писатель-фантаст (творивший под псевдонимом), после Второй мировой войны обобщил пропагандистский опыт воевавших стран и изложил результаты исследования в книге «Психологическая война», добавив важную деталь в начальное определение: пропаганда – не факт, а интерпретация факта.

Например, вот факт: работая на плантации, негр получает 80 центов в день. Если мы захотим, этот факт станет антирасистской пропагандой, мы лишь добавим: «А белый получает два доллара». Захотим, сделаем на основе факта проамериканскую и прорасистскую пропаганду – покажем, как много товаров негр может купить на эти 80 центов.

СМИ бывшей Украины сегодня идут по другому пути – они вбрасывают фальшивки, враньё. Это враньё постоянно разоблачают, но в итоге по Интернету циркулирует масса различных слухов, домыслов, сплетен. Почему? Слухи рождаются там, где есть интерес к ситуации или событию, но нет объективной информации, а когда у людей нет информации, они закрывают информационный вакуум домыслами… К тому же пропаганда влияет на людей особенно сильно на фоне потрясения, кризиса. С точки зрения психиатрии любой кризис (личный, общественный, экономический, военный) интересен тем, что люди становятся до безобразия суеверными.

Как ни странно, любой научно-технический прорыв тоже сопровождается ростом суеверия. В 1907 году русский ученый Александр Попов изобрел радио – смешно, но это вызвало мощный всплеск интереса к спиритизму. В 1970-е годы в Америке появились персональные компьютеры – и народ вдруг стал записываться в псевдоориентальные религиозные секты в поисках смысла жизни!

И всё же с украинской стороны психологические атаки хоть кто-то, да координирует (скорее всего, американцы). Они дружно начали ещё во времена Майдана с тезиса «за что вы нас так ненавидите?», который был вброшен по всем социальным сетям за один час. А в российских ответах нет координации, мы отвечаем стихийным творчеством масс. С нашей стороны ком ответной информации образуется таким образом: кто-то написал в социальной сети нечто толковое, другие начинают «лайкать». Но нас много, поэтому тезис распространяется быстро! Тому, кто увидел данное сообщение спустя два-три часа, это покажется организованным вбросом – а его не было. Добавлю – к сожалению, не было… Количеством комментариев в Интернете россияне давят и жителей бывшей Украины, и американцев, поэтому паритет в информационной войне ныне соблюдён. Правда, крайне важная тема о восприятии событий глазами западного обывателя в нашей пропаганде почти не поднимается – и это тоже означает, что никакой «кремлёвской пропаганды» в нынешней природе не существует…

Могу добавить и как специалист по пропаганде, и как психиатр: сегодня в информационном противостоянии россияне комментируют чужой пропагандистский бред, а этого делать не нужно. Но игнорировать чужой бред получится у нас лишь в том случае, если в России будет собственная информационная стратегия продвижения пропаганды, которую я сегодня не вижу. У нас есть социальный заказ на «кремлёвскую пропаганду», народ жаждет её услышать – но нет государственного заказа. Поэтому люди стихийно подключаются к обсуждениям и пытаются продвигать ту информационную линию, которая им кажется разумной. Но, к сожалению, линия эта чаще всего не относится к пропаганде, она – вместо пропаганды.

Вы спрашивали о пропаганде как гипнозе… Да, гипнотические приемы там используются. Например, иллюзия выбора – если я спрошу: «Вас расстрелять или повесить?», то вы начинаете выбирать, а третий вариант («я вообще не хочу, чтобы меня убивали») поначалу даже не приходит вам в голову. Так же работают и другие гипнотические приемы: прямое внушение, приказ, повторение... Повторами внедряется в массовое сознание не только содержание некоторой мысли, но и само наличие такой мысли (на примере тезиса «за что вы нас ненавидите?» – здесь не только навязчивое повторение тезиса о личной ненависти, но и вброс самой мысли о том, что наши отношения являются именно ненавистью). То есть, украинская сторона во времена майдана не спрашивала, а утверждала: «Вы нас ненавидите! И только поэтому не одобряете наше поведение».

Что можно сказать утешительного в заключение… То, что люди вообще интересуются пропагандой, свидетельствует о том, что мы живем хорошо. Есть такая пирамида Маслоу: иерархия потребностей человека. На первых ступенях пирамиды – витальные нужды: еда, вода, воздух. Только когда мы сыты, одеты, здоровы и т.д., нас занимают высшие потребности: политика, идеология, религия. Значит, если человеку стало легче, когда ему преподнесли комфортную идеологическую систему – он живёт вполне обеспеченно!

Москва, Софья Метелкина

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Пропаганда, Россия, Кремлевская пропаганда,