Пропаганда существует только в условиях авторитарных режимов, которые формируют однородный поток информации в своих интересах. В США и Европе налицо плюрализм, были только попытки монополизировать СМИ в Италии, но они закончились неудачей. Такое мнение в интервью NDNews высказал известный российский политик, председатель общественного движения «Выбор России» Владимир Рыжков в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Пропаганда, суть которой заключается в монополии на информацию и выражение единственно «правильной» позиции, характерна для авторитарных режимов, потому что в демократических режимах она невозможна. В США это невозможно. Там есть, например, радикальный республиканский телеканал FoxNews. Но против него всегда найдется CNN или другой канал, который освещает те же события под другим углом. Даже если кто-то попытается вести пропаганду, другие информационные каналы дадут альтернативные оценки, и все равно получится плюрализм.
Особенность России в том, что у нас авторитарный политический режим. Все основные СМИ принадлежат властям или находятся под их контролем – прежде всего телевидение. Даже в Интернете большинство самых популярных ресурсов находятся в руках государства либо его союзников. В этой ситуации пропаганда активно используется и является важнейшим инструментом управления страной. У нас это возможно, потому что создан однородный поток информации, который формирует общественное мнение.
В Европе нет такой пропаганды, потому что там ни у кого нет монополии на информацию, существует большой плюрализм. Если взять газеты, то в Англии обязательно есть издания, которые симпатизируют консерваторам, а есть такие, которые симпатизируют лейбористам. У людей есть возможность сравнивать информацию. В Германии тоже плюрализм развит – одни газеты ближе к ХДС, другие к социал-демократам.
Была попытка монополизировать итальянские информационные потоки, когда премьер-министром был Сильвио Берлускони. Его корпорация Mediaset контролировала все популярные частные телеканалы Италии. Но у него ничего не вышло, потому что все равно сохранялись влиятельные СМИ, которые не подчинялись и критиковали его.
Поэтому, повторюсь, пропаганда возможна только при авторитарных режимах – это СССР, современная Россия, Китай, Северная Корея. Чем сильнее авторитаризм – тем сильнее пропаганда. Главное, к чему стремится любой авторитарный режим, – затушить альтернативные источники информации, которые и создают плюрализм оценок и информации. Неслучайно в Китае цензурируют Интернет как альтернативу пропаганде.
В России тоже все больше ужесточается контроль над Интернетом. Когда Владимир Путин пришел к власти, он начал с того, что поставил под контроль телеканалы. Первой была атака на «НТВ», потом на «ОРТ», потом на «ТВ6» – в итоге сегодня практически все телевидение под контролем государства. Дальше пришла очередь газет – сейчас на наших глазах пытаются расправиться с «Ведомостями» и другими немногими оставшимися изданиями, где есть иностранные владельцы. Сейчас идет активная атака на Интернет вплоть до того, что обсуждается его полное отключение в России. Так что авторитарный режим стремится монополизировать информацию, чтобы заниматься ежедневной пропагандой своей позиции.
Мне трудно судить об украинской пропаганде, поскольку я не украинец и не могу оценить, насколько там сильна пропаганда. Но все же полагаю, что у них более плюралистическая среда, у них много частных телеканалов, газет, Интернет-изданий, которые принадлежат разным собственникам с различными интересами. Я думаю, там все же больше разнообразия. Мне кажется, там не удастся монополизировать информацию, как это удалось Кремлю в России.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 26.09.14
Георгий Федоров: Термин «кремлевская пропаганда» некорректен. США доносят свою позицию в глобальном масштабе, а Россия – в локальном. / Николай Розов: Кремлевская пропаганда – эффективный инструмент формирования путинского большинства. Однако при смене условий она утратит эффективность. / Владимир Жириновский: Запад 200 лет ведет антирусскую пропаганду. США не брезгуют никакими методами в информационной войне. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».