Владимир Симиндей: Тотальной информационной монополии в России нет Лекарство от пропаганды – живое общение с носителями эксклюзивной информации
У «кремлевской», антикремлевской, западной и любой другой пропаганды одна и та же технология. В Латвии ведут русофобскую пропаганду, чтобы сплотить электорат и прикрыть провальную политику. Чтобы критично относиться к информации, нужно не только читать статьи, но и общаться с живыми людьми. Такое мнение для NDNews высказал политолог, эксперт по истории и современному развитию стран Прибалтики, руководитель исследовательских программ Фонда «Историческая память» Владимир Симиндей в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?».
Пропаганда как инструмент используется далеко не первое десятилетие. В основе своей политическая культура в России проистекает из западной. Многим вещам, которые принято относить к т.н. «кремлевской пропаганде», мы обязаны Западу, научились у него. Поэтому каких-то кардинальных отличий здесь нет. Есть, конечно, определенные культурные стереотипы и особенности – они в той или иной мере учитываются, либо не учитываются. Но в основе своей технология произрастает из общего корня.
В Латвии власть предержащие не очень стесняются пропаганды, оправдывая это своими представлениями об угрозах, якобы существующих для страны. Манипулятивные техники позволяют активно мобилизовать вокруг себя народ. С учетом того, что Латвия является парламентской республикой, это чрезвычайно важная для них задача.
Как показывает практика последних лет, антироссийская и в значительной мере русофобская пропаганда способствует сплочению латышского электората. Несмотря на провальную политику в социально-экономической и демографической сфере, правящие партии смогут в очередной раз сформировать правительство и продолжить существование – не в последнюю очередь благодаря манипулятивным технологиям и включая прямую пропаганду.
Лучшее лекарство от прямой пропаганды – это прямое и живое общение с носителями хоть сколь-нибудь эксклюзивной информации, представляющими разные взгляды. Знакомство с публикациями на разных языках – это, конечно, здорово и очень хорошо, но если это дополняется общением, то создается возможность для более критичного и объемного мышления.
Надо понимать, что пропаганда сама по себе не несет негативного значения. Пропаганда существует в разных вариациях – от пропаганды здорового образа жизни до безудержной политической пропаганды. В современной пропаганде есть определенные соображения моментальной PR-конвертации. Это желание получить результат здесь и сейчас – что, конечно, накладывает негативный отпечаток на информационную составляющую, которая используется пропагандой.
Но надо сказать, что какой-то информационной монополии на пропаганду в современном мире не существует. Есть «кремлевская», есть антикремлевская пропаганда, есть и просто некремлевская. Существует пропаганда транснациональных корпораций, бизнес-сообществ и других игроков. Поэтому утверждать, что есть нечто тотальное и непроходимое все-таки не приходится.
Конечно, сегодня на телевизионных экранах не существует равного ристалища для разных субъектов. Мы помним события 90-х гг., когда было откровенное засилье олигархов на телевидении. Сегодня же это инструмент государственной информационной политики (за небольшими исключениями). Но если смотреть на картину в целом, нет информационной монополии, есть конкурентная среда – особенно в т.н. «новых медиа» и социальных сетях.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».