В России ситуация с освещением событий стала лучше – появились новые информационные инструменты, вещание на разных языках. Но внутри страны пропаганда слишком однообразна, нужно создавать собственные пропагандистские шедевры и показывать их Голливуду.
Такое мнение для NDNews высказал специалист по правовым и гуманитарным вопросам Дмитрий Линтер в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Понятие «кремлевская пропаганда» неадекватно, потому что российская пропаганда не занимается рекламой кремлевских башен.
Если не считать последние действия (создание агентства «Россия сегодня», деятельность Дмитрия Киселева), то мы реагировали всегда постфактум. До этого, еще три года назад, мы брали повестку дня, которую нам предлагали западные страны и ее трактовали с точки зрения наших национальных интересов. При этом наши интересы особо не продвигались, мы не занимались пропагандой, как в странах ближнего зарубежья.
Сейчас ситуация изменилась. Я виду реальное улучшение работы с информационным пространством, в том числе вещание на других языках. Нужно вспомнить конфликт в Южной Осетии 08.08.08, когда грузинские войска начали бомбардировку Цхинвала – мы не смогли тогда адекватно отреагировать, у нас не было таких инструментов, которые появились в дальнейшем.
На сегодняшний момент у России такие информационные инструменты есть, и одним из самых эффективных я считаю Russia Today – великолепный телеканал, который действительно может задавать новые смыслы. Это очевидный успех. Именно поэтому многие так напрягаются – недавно Великобритания предъявила претензии по поводу необъективного освещения событий на Украине.
С точки зрения социальных интересов нашу точку зрения нужно реализовывать на иных языках, нужно пропагандировать Россию. На сегодняшний день один из самых успешных пропагандистских эффектов – Олимпиада, когда мы показали (не доказали), как мы видим себя. Как видит нас мир. Олимпиада вошла в нашу историю не только спортивными достижениями, но и создала новые позитивные мифы. Истории, которые как картинка вошли в голову большинству жителей земного шара. И это была наша пропагандистская победа.
Теперь у нас новые вызовы, и хочется, чтобы блистательная история продолжилась. Мы должны научить мир трактовать наши победы так, как нам это выгодно. Поэтому следующая остановка – Голливуд. Необходимо создавать пропагандисткие шедевры и выпускать их в мировой прокат. Да, у нас бывают недоработки, но мы способны достигать результатов.
Ситуация в мировом информационном пространстве меняется, сейчас есть только две точки зрения: Соединенных Штатов и иная – мы являемся наиболее адекватными представителями второй.
В свое время, будучи маленьким мальчиком, получил в наследство от своего деда радио VEF-202. Проживая в Таллине, я часто настраивался на волны, которые глушили тогда советские власти. Благодаря этому радио я смог понять уже в детстве, как строятся лекала и формы иного мировоззрения и «свободомыслия». Потом, буквально через несколько лет, все эти голоса поддерживали идею уничтожения моей страны. И оправдывали развал СССР и гибель людей. После такого опыта не хочется, чтобы сейчас мы повторили путь советского руководства, не оценили угрозу и не смогли правильно отреагировать.
Надо понять, что на протяжении десятилетий созданы целые институты и пропагандистские машины, которые работали с информационным пространством. В Советском Союзе была пропагандистская система, которая отвечала на вызовы, но она была неумелая, неспособная, достаточно закостенелая, поэтому были вынуждены что-то глушить и закрываться.
Смыслы, которые формировали западные пропагандисты, не прижились в России. С другой стороны, недавно в программе Владимира Соловьева был муфтий одного из приходов страны – он сказал, что один из главных информационных потоков, которые они смотрят – «Аль Джазира». Это говорит о том, что информационное пространство может быть открытым; даже если мы закрываем возможности, есть интернет.
Западное телевидение занимается не только украшением картины мира: передается определенный набор экспертов, определенное видение, превозносятся определенные смыслы. Это упрощенная картинка, похожая на комиксы. Они дают готовое решение, пропагандируют свой образ жизни: например, демократия и толерантность – это нормально и естественно, что гомосексуальные браки – тоже естественный процесс. Если вспомнить их 25 лет назад, тогда они поддерживали консервативные ценности.
Сейчас задача Запада разрушить те системные ценности, которые выстроены в российском обществе – семья, основы брака, уважение к государству, к его определенным принципам функционирования.
Внутри страны пропаганда не так эффективно работает, потому что пропагандистская машина выстроена очень однообразно, не хватает разных взглядов на то, что происходит. Можно было бы расширить трактовку тех событий, которые есть.
Обывателю нужно определиться, за Россию он или за пармезан. Он должен понимать, что целью является он сам и его семья. Для западных СМИ Россия сейчас враг, а Путин – новый Саддам. У нас есть ядерное оружие, и с точки зрения силовой нам нет прямой угрозы. Угроза идет от неэффективного управления внутри. И чиновники, которые не умеют договориться с населением, особенно в период кризисов, могут своими действиями подвергать опасности государство. Поэтому нам необходимо консолидировать население вокруг национального лидера и национальной идеи и навести порядок в кадрах. Если мы на эти вызовы не ответим адекватно, нас ждут серьезные испытания. Поэтому надо помнить: чтобы навести порядок в государстве, стоит начать с вашего подъезда и с вашей семьи.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 14.11.14
Россия «звереет». Государство ведет информационно-психологическую войну против своего народа. / Игорь Морозов: Россия и Запад переживают период конфликта интересов. Пропаганда зависит от направления политики государства. / Владимир Симиндей: Тотальной информационной монополии в России нет. Лекарство от пропаганды – живое общение с носителями эксклюзивной информации. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».