■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 26.12.14 (Архив)

Александр Шмелев: Всё происходящее в России можно назвать «кремлевским» / Чтобы избавиться от пропаганды – надо хотеть от неё избавиться
Архив

Александр Шмелев: Всё происходящее в России можно назвать «кремлевским» Чтобы избавиться от пропаганды – надо хотеть от неё избавиться

Москва, Декабрь 26 (Новый День – Новый Регион, Софья Метелкина) – Кремль обладает монополией почти на все происходящее в российской политической жизни, российским СМИ недостает четких стандартов качества, а чтобы докопаться до истины, нужно обладать определенными технологиями. Такое мнение в интервью высказал бывший главный редактор интернет-газеты «Взгляд» Александр Шмелев в рамках спецпроекта

Мне кажется, практически все происходящее сейчас в российской политической жизни можно назвать «кремлевским». В том числе, и средства массовой информации. Именно Кремль де-факто контролирует все центральные телеканалы, основные бумажные газеты, большинство крупных Интернет-изданий и даже изрядное число блогеров. Поэтому пропаганду, о которой у нас идет речь, можно называть и «кремлевской», и российской, это фактические синонимы.

Каковы характерные черты этой пропаганды? Во-первых, и это вообще типично для тоталитарных и авторитарных стран, вся пропаганда, вплоть до расстановки мельчайших акцентов, исходит из одного места. Нет конкуренции не только разных пропаганд, но и разных версий одной пропаганды. (А в последнее время исчезли даже стилистические различия: теперь без лупы не разберешь, где тут Первый канал, где Россия, где НТВ, где официальное заявление МИД РФ, а где газета «Комсомольская правда». Везде один напор, одна и та же агрессия, те же клише, тот же список врагов). В этом, кстати, одно из отличий современной РФ от Украины: на Украине пропаганды тоже хватает, однако она исходит из разных источников, и потому не столь тотальна.

Во-вторых, наши СМИ категорически не готовы признавать собственную неправоту или как-либо еще «сдавать назад». Даже в самых скандальных случаях, типа истории про «распятого мальчика в Славянске». Путину дважды задают вопрос про этого мальчика на пресс-конференции, и он дважды переводит разговор на другую тему. Молчит и Эрнст (гендиректор Первого канала), хотя кто только ему ни писал открытые письма с предложениями извиниться. Молчит и Первый канал – никаких опровержений этой истории там так и не прозвучало. Казалось бы, любое из опровержений/извинений могло бы дать в данном случае Путину/Эрнсту/каналу лишь дополнительные политические очки: вот, мол, если здесь они признали неправоту, а там – нет, значит, остальные их истории – правда. Но нет. Нельзя нарушать главный принцип современной российской пропаганды – никогда и ни в чем не сознаваться. Как сообщили вам, так и было. «По телевизору зря не скажут». А всё, что сверх – от лукавого.

Остальные приемы современной российской пропаганды типичны для любой из пропаганд. Например, «бить по большим площадям» или использовать в своих примерах «крупную ложь», в которую, как известно, поверить проще, чем в маленькую. Или есть еще прием, который условно можно назвать «ложная объективность»: когда две картины мира – реальная и выдуманная – преподносятся зрителю как две крайних точки, так, чтобы у него создалось ощущение – правда где-то посередине: конечно, мол, всё не совсем так, как в выдуманной картине, но и не как в реальной.

Еще один прием – когда реальность камуфлируется огромным количеством дополнительно навешиваемых на нее бредовых дополнений. Условно говоря: «ну, конечно, в Америке есть свободные выборы, а еще там все живут прекрасно, никто не болеет, не умирает, и т.д.».

В большинстве западных СМИ есть четко прописанные «стандарты» – огромные документы на нескольких сотнях страниц, четко описывающие, как журналист этого издания должен вести себя в той или иной ситуации, какие есть принципы освещения тех или иных тем, каким критериям должна соответствовать статья, чтобы ее можно было публиковать, и так далее. В России такими стандартами пользуются, как минимум, «Ведомости» и Forbes, у которых западные владельцы, плюс, возможно, еще какие-то уважаемые издания, однако в большинстве СМИ ничего подобного нет.

Наверное, можно говорить, что какие-то элементы массированной пропаганды встречаются и на Западе. Например, во время событий в Косово в 1998-99 гг. позиция практически всех крупных западных СМИ была единой и, на мой взгляд, не вполне объективной. Но, скорее, это происходило не в результате заказа «сверху», а лишь потому, что западное общество в тот момент однозначно было настроено против сербов, еще после сербско-хорватской и сербско-боснийской войн. Люди сами были готовы поверить в любые небылицы о преступлениях сербов и, наоборот, закрывать глаза на преступления албанцев. С тех пор, впрочем, я не припомню на Западе подобных ситуаций, даже во время войны в Ираке, о которой все-таки звучали разные точки зрения.

Чтобы избавиться от пропаганды – надо хотеть избавиться от пропаганды. Надо понимать, что она существует, и что вам нечто пытаются внушить. В большинстве же случаев человек этого не понимает, ведь политикой и общественной жизнью по-настоящему интересуются буквально 1-2% населения, а остальные – всего лишь повторяют то, что они где-то услышали, и у них в голове засело. Просто посоветовать такому человеку зайти в Интернет – скорее всего, не поможет. В Сети тоже есть огромное количество пропаганды, фейков, выдумок, и чтобы докопаться до истины, нужно обладать некоторыми технологиями. Это трудно поддается описанию, хотя, наверное, можно пытаться составить подробную инструкцию. Составить определенный набор сайтов, отражающих разные точки зрения, рекомендации, как их надо сравнивать между собой, находить общие места, отделять факты от их интерпретации.

Еще полезно бывает ориентироваться на форумы, блоги, социальные сети, на мнения тех людей, чьи профили были зарегистрированы задолго до событий, о которых эти люди пишут. Слова таких людей всегда представляют определенную ценность, хотя тоже не стоит воспринимать их как истину в последней инстанции: человек, находящийся в эпицентре событий, зачастую видит происходящее в искаженном свете.

В общем, на то, чтобы научиться докапываться до истины, требуются время, навыки и упорство. Поэтому, пока государственная политика будет ориентирована на то, чтобы вдалбливать в головы гражданам единую выдуманную картину мира через телевизор, – такая пропаганда, увы, еще долго будет оставаться эффективной и сверх-эффективной.

Москва. Другие новости 25.12.14

Максим Шевченко: В России очень много независимых СМИ, но есть цензура. Медиа-пространство Украины разделено между пятью людьми. / Владимир Милов: Мы живем в режиме фэнтези. Россия теряет ориентиры из-за пропаганды. / Михаэль Дорфман: «Кремлевская пропаганда» срабатывает не везде. США и Россия живут в рамках одной модели.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Метки

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
MarketGid
Flag Counter