Андрей Добров: «Кремлевская пропаганда» – сложное и неоднозначное явление «То, что сидит какой-то дядька и всем управляет – я бы, конечно, так не сказал»
«Кремлевская пропаганда» – сложное явление, хотя интересы крупного частного бизнеса и государства часто идут в одном русле. Либеральная оппозиция в Интернете недостаточно успешна, т.к. там мало профессионалов. Такое мнение в интервью NDNews высказал телеведущий, журналист, политолог, публицист Андрей Добров в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Когда мы говорим о «кремлевской пропаганде», нужно понимать, что это довольно сложное, неоднозначное явление. И сам Кремль неоднороден – не секрет, что там существует и либеральное крыло, и крыло силовиков, и у каждого есть свои взгляды на развитие ситуации. То, что сидит какой-то дядька и всем управляет – я бы, конечно, так не сказал. Это сложный процесс.
Есть, конечно, ситуации, которые априори работают на государство – но они очевидные. Например, когда вдруг начинается валютная паника, как это было недавно, понятно, что сбивать ее не только в интересах государства, но и общества. Любые события, имеющие эффект снежного кома, потом ударяют по всем – не только по государству, но и по простым гражданам. Поэтому здесь стараются исходить из консервативных и неэкстремальных позиций.
То, что телекомпании и крупные издательские дома работают в похожих общих трендах, говорит не о том, что над ними существует централизованное кремлевское управление. Это свидетельство того, что их руководители видят информационную политику именно такой и транслируют ее через свои СМИ.
Нужно понимать, что у нас есть огромная государственная телекомпания «Россия», которая отражает точку зрения государства и руководствуется принципами государственной информационной политики. Существует «Первый канал», который тоже является государственным каналом, и, соответственно, тоже руководствуется принципами государственной информационной политики.
Остальные ТВ-каналы принадлежат частным лицам и компаниям, поэтому они исходят из корпоративных интересов. Мы знаем, что интересы крупного частного бизнеса и государства в России не то что бы часто совпадают, но идут в одном русле, поскольку выгода частных компаний строится на протекционизме государства. Понятно, что идет игра: мнения и точки зрения могут совпадать, но не обязательно во всем.
Что касается телекомпании «Рен-ТВ», в которой я служу, то это частная компания, которая имеет свои корпоративные интересы. Они часто совершенно отличны от точки зрения, которая озвучивается государственными каналами. Это можно увидеть на примере информационной программы, которую я веду.
Принципиальной разницы между российской и западной информационной политикой нет, особенно сейчас. Если это было бы спокойное время, когда нет острых международных конфликтов, то каждый бил бы в свой бубен так, как ему хочется. Сейчас идет экономическая война, «Холодная война», «гибридная война», а также информационная, что и определяет действия СМИ.
Если посмотреть на европейскую и американскую прессу, можно заметить, что материалы на международную тематику подчинены исключительно логике войны. Они точно так же работают на правительства своих стран, отстаивая их интересы. И это не скрывается. Например, недавно США объявили о том, что проигрывают России информационную войну (что для нас удивительно, конечно) и что нужно сосредоточиться на антироссийской пропаганде. Это не дословная цитата, это прозвучало завуалировано – но все равно понятно, что они хотят сосредоточиться на своей пропаганде для вытеснения российской. И они не скрывают, что усиливают ради этого вещание в бывших республиках СССР и внутри нашей страны. Они, например, на основе радиостанции «Свобода» создают большой консорциум для единого вещания, пропаганды своих идей.
Когда читаешь западные статьи, поражаешься, насколько они одинаково написаны. Они несут одни и те же очень ясно выраженные лозунги, мысли. Как пример: сейчас вся западная пресса пишет, как страшное ослабление рубля должно привести к народному возмущению в России и свержению власти. Эта мысль появляется практически во всех материалах о России в западных СМИ. 90% публикаций именно об этом.
Иногда эта ситуация приводит к анекдотическим случаям. Например, недавно практически все европейские и американские газеты опубликовали статьи о том, как сильно в России подорожала гречка и какой страшный удар это наносит по бюджету российских семей. Хотя на Западе не знают, что такое гречка – она у них не продаются, они ее не едят. Они не знают, что гречка в магазинах уже давно появилась и цена на нее снизилась почти в два раза. Но они упорно пишут про гречку. Почему? Я могу это объяснить только одним: они получили некое пожелание об этом написать.
В свое время нашему государству удалось договориться с медиа-магнатами, владельцами крупных телекомпаний и газет, но есть люди, которые противостоят нынешней власти, хотят ее смены, чтобы получить от этого свои дивиденды. Так было в 1991-м году, когда к власти пришли демократы, основавшие свои СМИ и получившие весь эфир, все деньги, весь рекламный рынок и т.д. Сейчас происходит примерно то же самое: есть люди, которые хотят сменить власть, чтобы получить от этого наибольшие преференции, деньги и т.д. Однако все крупные российские СМИ в основном сейчас заняты людьми, которые нормально контактируют с властью, и в этой ситуации вся оппозиция сейчас ставит на то, что у них осталось – Интернет.
Интернет является точно таким же средством пропаганды, в чем-то даже более сильным средством – но только пропаганды революционных идей. Интернет в этом отношении быстро развивается, охватывает огромные слои населения, довольно эффективен, судя по тому, что происходило в Ливии, Сирии, Тунисе – т.е. во всех странах, где после игр в Интернет и смены режима в своих государствах привыкли к кровавому хаосу.
Проблема в том, что среди людей, которые работают в Сети, очень мало профессионалов. Поэтому либеральная оппозиционная пропаганда не достигает нужного ей эффекта. Уйдя в Интернет, она не имеет возможности транслировать свои мысли через профессиональное журналистское сообщество. Только одних блогеров недостаточно – они могут создать информационную волну, но не могут профессионально поддержать медиа-кампанию и ее развить.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».