Реакция российских СМИ на украинские события плодит только врагов. Теперь потеряны шансы на расширение Русского мира без войны. Ежедневное запугивание фашистами, трупами и кровью плохо сказывается на социально-политической обстановке в стране. Такое мнение для NDNews высказал председатель Экспертного совета Research Support Foundation «Workshop of Eurasian Ideas» (Мастерская евразийских идей) Григорий Трофимчук в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Вся «кремлёвская пропаганда» сейчас стеклась как бы в одно украинское русло, другие направления незаметны и не работают. Главное, что надо понимать: вся российская информационная машина простаивает более года, неадекватно реагируя на украинскую войну, что автоматически вредит и самой России, так как сегодня важен уже не каждый день, а каждая минута.
Смысл информационной (точнее, психологической, как это называлось в СССР) борьбы в том, чтобы делать из своих оппонентов – своих сторонников, друзей, а не плодить из них открытых врагов, зачастую на пустом месте. Но сегодня, к сожалению, так и происходит: ведущие российские СМИ, образно говоря, сбрасывают на ту сторону, со своих «аэропланов», бочки с надписью «фашизм», которые не производят никакого практического эффекта, кроме бесконечного шума, воя и дальнейшего размножения противников России.
Происходит это по очень простой причине: нет тех людей, которые знают, как делается настоящая, реальная, действенная, физическая пропаганда. Поэтому на выходе имеется странный продукт, которые противники Москвы и называют «кремлёвской пропагандой».
Цель настоящей пропаганды – выиграть войну без войны, не доводя ситуацию до страшной физической развязки с непонятным финалом. До украинской войны Россия имела шансы на расширение Русского мира без войны, а теперь ей будет очень сложно удержать через открытую войну даже то, что она имеет в настоящий момент. Полный, тотальный непрофессионализм. Именно по этой причине российская пропаганда имеет некий положительный результат только внутри самой России, то есть, убеждает тех, кто в принципе и так стоит за Россию.
Таким образом, можно как угодно называть информационную деятельность Кремля, в том числе «кремлёвской пропагандой». Главное, чтобы она приносила нам не новые проблемы, а практический, ощутимый международный эффект. И тогда даже это шаблонное словосочетание способно заиграть новыми красками. В случае нашего явного информационного превалирования нас вообще могут обзывать как угодно, нам это уже не повредит.
Проблема ещё и в том, что в России нет того по-настоящему (по рождению и призванию, хочу это подчеркнуть, а не по диплому) профессионального, изощрённого, если уместно, лица, которое формирует единую информационную политику России. Хотя многие внешние наблюдатели убеждены в обратном, что всё здесь делается строго по команде. Поэтому все СМИ, в первую очередь государственные, действуют по принципу «кто во что горазд», считая, что начальству очень нравится, когда противники этого начальства загаживаются в массированном режиме. Это вредит самой России, и она уже ощущает это на себе.
На Западе к информационной работе на государственном уровне привлекают людей, которые способны дать простую, чёткую рекомендацию по самым запутанным, острым и сложным проблемам геополитики. В России наоборот: от таких людей, с их «непонятными» рекомендациями, стараются держаться подальше, так как чиновники не понимают, в чём заключается суть этих простых идей. Приведу пример со свежим сюжетом об Освенциме, который «освобождали украинцы». Российские чиновники и историки, как у нас водится, начали приводить в ответ какие-то академические аргументы, документы, километровые списки личного состава, чтобы доказать, что название «1-й Украинский фронт» не национальное, а географическое понятие. Другими словами, они даже не понимают, что отвечать на такие вызовы необходимо на принципиально ином информационном уровне. Если бы тот же Чуркин, в ООН, сказал: «Хорошо, Освенцим взяли украинцы. Но ведь по логике официального Киева тогда выходит, что это не Россия, а Украина на долгие десятилетия оккупировала Польшу и Германию». И – всё, больше ничего не надо. Но наши чиновники не понимают таких простых вещей, и вбить им это в голову абсолютно невозможно.
А у США каждая рекомендация специалиста с ходу идёт в дело, без лишних согласований, которые могут длиться месяцы и годы. Поэтому могу сказать прямо: России не на что надеяться, чтобы противостоять такой профессиональной, отлаженной и оперативной пропаганде противника. Пока ещё, что называется, вероятного, но с учётом таких тенденций – уже и открытого, прямого.
Главная проблема украинских СМИ в том, что они слишком явно, грубо выворачивают информацию в свою пользу. Передёргивания не должны быть очевидными, только тогда они начинают работать как надо. Украинским информационщикам ещё очень далеко до настоящих уровней работы со словом, которое может быть сильнее любого вида оружия. В этом плане украинских «специалистов» можно сравнить с Россией.
Основной источник пропаганды – точная и простая идея, ответ по каждой ключевой для страны проблеме. Если такой ответ у вас есть, его следует тиражировать по всем коммуникационным каналам. Здесь нет особой разницы, как – по интернету или через телевизор, нужная вам мысль будет вложена в миллионы голов. Если эта мысль захватывает, возбуждает, она начнёт сама себя воспроизводить (через слухи и т.п.).
Психология человека устроена так, что он готов воспринимать только ту информацию, которая согласуется с его личным мнением по данному вопросу, пусть даже это мнение не совсем адекватное. Следует обладать большим искусством, чтобы изменить его твёрдо сформировавшееся мнение в нужную вам сторону. Просто так какие-то там «новости», по телевизору или радио, этого сделать не в состоянии.
Ещё одно свойство уже российского, русского менталитета – что ему действительно вредит возможность выбора. Заметьте, как тормозят у полок покупатели в магазинах, если им предлагается несколько видов сыра. Когда есть просто сыр, мясо, молоко, хлеб – человек идёт и быстро берёт себе то, что ему надо. А когда имеется вариативность, он уже может не взять ничего вообще, и уйти без покупки. Поэтому мысль, которая подаётся такому человеку извне, должна быть просто и понятной. Но при этом ещё, что немаловажно, интересной, позитивной и перспективной.
Когда нашего человека день и ночь пугают фашистами, трупами, кровью, он начинает нервничать по полной программе, не видя реального выхода из ситуации. Это неизбежно скажется на социально-политической обстановке в стране в целом.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 23.01.15
Антон Назаров: Украинский кризис разделил нас на «свой – чужой». Понятие «пропаганда» устарело. / Михаил Крутихин: Освещение событий на Украине – это «королевство кривых зеркал». Во время военных конфликтов СМИ становятся комбатантами. / Степан Сулакшин: Абсолютная монополия на СМИ ведет к деградации и загниванию. Уши слышат одно, а глаза видят другое. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».