Максим Брусиловский: Пропаганда – «обезьяна политики» У неподготовленного наблюдателя может развиться шизофрения
Пропаганда – карикатурное отражение политики. Лоскутность информационной повестки в России очень часто заводит население в тупик, поскольку «кремлевская пропаганда» не проводит единую глобальную линию. Такое мнение в интервью NDNews высказал журналист и общественный деятель Максим Брусиловский в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Пропаганда всегда является отражением политики, но отражением упрощенным, несколько приземленным и зачастую карикатурным. Перефразируя известное изречение, можно сказать: пропаганда – это «обезьяна политики».
Современная российская пропаганда имеет целый ряд странных родовых черт. Существует миф, что есть две башни, которые между собой в политике конкурируют. На самом деле каждый независимый наблюдатель может заметить, что есть несколько десятков башен, пристроечек, флигельков – и все они «тянут одеяло» на себя. В медиа потребитель чаще всего видит картину очень раздерганную. Все заинтересованные лица пытаются продвинуть собственное мнение, а учитывая, что они часто имеют серьезное влияние «наверху», картина получается достаточно лоскутной.
Это прекрасно видно на примере Украины. Например, сначала идет репортаж о зверствах украинских карателей, потом стык в стык о газовых соглашениях и как это замечательно, что «наконец-то удалось договориться». На следующий день – обстрел украинской армией жилых домов, а затем репортаж о том, что ополченцы в качестве жеста доброй воли отпустили пленных и отправили состав с углем в замерзающий Харьков. Следующий репортаж в стиле «вставай, страна огромная» – нацгвардия наступает. Тут же новость о мирных минских соглашениях, а затем зачистка дебальцевского котла. У наблюдателя развивается шизофрения, потому что постоянно приходится мысленно скакать туда-сюда без точки опоры. Человеку, который не очень приспособлен к этому, достаточно сложно ориентироваться.
«Кремлевская пропаганда», периодически добиваясь отдельных локальных успехов, не может проводить некую глобальную линию. За неимением её в самой государственной политике. Так что, до сих пор существование самой Российской Федерации никак не объяснено пропагандистски. Не очень понятно, для чего предпринимаются те или иные действия. Отсутствуют социальные идеи.
Заметьте: современная «кремлевская пропаганда» никогда не апеллирует напрямую к русскому народу, панически боясь пробуждения русского национального самосознания. Потому что как только русские себя ощутят единой и сильной общностью, для власти настанут тяжелые времена – пойдут неудобные вопросы. А унылое блеянье о многонациональном народе России никого не вдохновляет. Вы много видели людей, которые идентифицируют себя как «многонационального россиянина»?
Российская пропаганда отличается от западной по самой модели. У нас пропаганда, если можно так выразиться, «германского» типа (которая зародилась в Германии в 20-х – 30-х гг., еще до Гитлера, Геббельс её лишь творчески развил, а местами довёл до абсурда). Что неудивительно – в России и система образования традиционного «прусского типа». Эта пропаганда более лобовая, более яростная, нажимающая на эмоции. В самой Германии она закончилось после войны, там произошел переход на общеевропейскую модель условно «британского типа».
Западная пропаганда более рассудительная, мягкая, обволакивающая, она опирается на авторитеты. В России мало авторитетов, к которым бы прислушивались – именно поэтому приходится повышать голос и давить на эмоции. На Западе чаще всего это «говорящие головы», специалисты в конкретных областях. Опять же отмечу параллель с образованием: традиционное русское универсалистское против западного узкоспециального.
Но, как и «кремлевская пропаганда», западная так же дает сбои. Помню, я был во Франции в конце марта 2014 года, и по ТВ шел классический круглый стол о событиях на Украине и в Крыму. Выступали французские интеллектуалы, которые продвигали официальную точку зрения об агрессивных настроениях России, авторитаризме Путина и пр. А внизу была бегущая строка с комментариями зрителей без цензуры. И там было написано совершенно иное: «что вы привязались к русским?», «пусть делают в Крыму что хотят – они там в своём праве», «неужели нет других проблем? У нас безработица, сумасшедшие налоги – занимайтесь своим делом». То есть происходит точно так же, как и у нас: телевизор говорит одно, а граждане во дворе или в кафе – другое. Многие люди на Западе весьма критически относятся к пропагандистскому мейнстриму.
Украинская пропаганда в настоящий момент – это синтез архаики и модерна. Во многом очень напоминает нашу перестроечную пропаганду при Горбачеве. С одной стороны, апелляция к прошлому (только вместо ленинских норм это Бандера и Шухевич плюс 50000-летняя культура «древних укров»), с другой – мечтания о будущем: членстве в ЕС и безвизовых путешествиях в Европу. При этом сама украинская действительность с этой пропагандой имеет очень слабое соотношение. Если в России «кремлевская пропаганда» все-таки может опираться на реалии, то украинская по большей части висит в воздухе.
Украинским пропагандистам всё время приходится повышать градус, а это невозможно делать бесконечно. В подобной ситуации можно прогнозировать, что пропаганда на Украине вскоре дойдет до такой степени исступления, что сама по себе вызовет взрыв. Невозможно накачивать людей бесконечно. И возобновление войны станет логичным продолжением пропаганды иными средствами. То есть, пропагандистская обезьяна обгонит своего политического патрона.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».