Россия в информационном поле слишком много занимается чужими проблемами, но сама не стоит в повестке дня за рубежом. В России ругают «pax americana», однако не предлагают миру собственную программу. Такое мнение в интервью NDNews высказал политолог Глеб Кузнецов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Сегодня главным акцентом внешней информационной политики России является антиамериканизм, но без какого-либо предложения. Мы говорим, что нас не устраивает «pax americana», но на вопрос о том, какой мир бы нас устроил, мы отделываемся общими фразами, требуем, чтобы все было «чисто по справедливости».
Такая позиция имеет право на существование и пользуется определенной популярностью и в Латинской Америке, и в Азии, и в Европе – США, как известно, самая ненавидимая страна в мире, но она – позиция эта уязвима и слаба. На вопрос, а что мы предлагаем? – ответа нет. Говорим: «Европа, оторвись от плохих США, давайте строить пространство от Лиссабона до Владивостока». Европа на это смотрит с недоумением и не понимает, зачем ей это, какие задачи этим решит.
Если в СССР была понятная политика – мировое царство рабочих и крестьян, социализм, социальное равенство, антиколониализм и пр., то сейчас непонятно, с чем мы к миру выходим. Дружить и выстраивать систему хорошо за что-то, а не только на негативе, не только против чего-то. Отсутствие этого самого позитивного предложения и есть главная проблема и точка уязвимости нашего внешнеполитического нарратива.
Если же говорить о внутренней политике, то содержание предложения народу очевидно – затянуть пояса, потому что мы должны построить новый мир, в то время как везде враги, которые нам мешают. Поскольку наш народ – не Европа, ему не нужно объяснять, каким будет этот мир – он доволен уже тем, что мы его строим и боремся с могучей зарубежной угрозой под названием «США».
Главная задача, которую решает пропаганда – сохранение стабильности власти. Решает она это через повышение градуса истерики и страхов, алармистских настроений. Чем больше страх, чем тотальней выглядит угроза, тем больше общество нуждается в сильном защитнике, в опоре, в «лекарстве против страха». Таким защитником очевидно может быть только государство и власть. Поскольку рейтинги есть, получается, что пропаганда эффективна.
Но в целом я не очень люблю тему «кремлевская пропаганда», потому что смешиваем сразу много вещей, которые лучше рассматривать отдельно. Например, региональные выборы и поддержка политической системы в регионах – губернаторы, мэры, региональные законодательные собрания – это одна история. Деятельность таких каналов как Russia Today – другая, а личный пиар Путина с его присутствием на телеэкране, с инструментарием Общероссийского народного фронта мероприятиями вроде «прямой линии» – третья.
Целостного комплекса, или системы, не существует. Слишком разные задачи. Есть совокупность разных историй, которые направлены на сохранение властного статуса кво на всех ее – власти – уровнях и этажах от муниципалитета до представительства в ООН.
Что же касается различий в нашей и зарубежной системах, то Америка или Европа значительно больше ориентированы на собственную внутреннюю политику, на свою жизнь. России в повестке дня обычного американца не существует. Он живет себе в штате Миссисипи и занимается своими делами. Ну а если он очень озабочен политикой, он на третьей странице национальной газеты находит статейку о том, что Россия опять кому-то угрожает, и говорит: «Вот черт! Проклятые русские!». И возвращается к своим делам.
Для стран Европы, которые не граничат с Россией, нашей страны тоже не существует. Вернее, она существуют только в том контексте, что к ним теперь ездят меньше туристов. А на нас им глубоко наплевать – мы даже не можем представить, насколько нас не существует для остального мира. Насколько Россия не создает повестки дня ни в науке, ни в культуре, ни технологиях, ни в политике. И даже рейтинг TIME этого года с победителем – Владимиром Путиным показывает то самое место России в мировой повестке дня. Взгляните на первую пятерку. Второе место – некое существо CL из группы 2NE, дальше – Эмма Ватсон, Леди Гага, Рианна. Такая пятерка похожа не на признание заслуг, а на изощренное издевательство. Стать первым в пятерке, состоящей из тебя и четырех попсовых певиц – что в этом «престижного» для мирового политика и для мировой державы?
Нам-то кажется, что мы задаем мировую повестку дня, что мы главные, что все свою политику строят, от нас отталкиваясь или к нам притягиваясь. Однако на самом деле мы им не интересны. Мы никому не задаем трендов и тенденций, кроме как для узкого политически озабоченного класса, которому платят деньги, чтобы заинтересовались Россией. Причем не важно, за позитивный (мы достаточно активно строим пул лояльных нам людей на Западе) или негативный образ России – Россией интересуются только за деньги.
А у нас наоборот. Вместо того чтобы жить своей жизнью и своими проблемами, у нас любая бабка живет широкой международной повесткой дня. Обсуждаем Обаму, как Америка нас обижает, как Меркель «легла» под Вашингтон, что «слил» Олланд и так далее и тому подобное. Если в цивилизованном мире люди живут, прежде всего, своими проблемами, то в России мы живем чужими проблемами и чужой повесткой дня. Это главное отличие.
Как бороться с пропагандой? Как воспитать навык критического отношения к реальности? Есть только один способ критического отношения к реальности – проверять входящую информацию собой, своими собственными потребностями. Если для тебя что-то не является важным, то не надо этим жить, думать об этом. У нас люди устроены так: смотрят на свой кошелек, развалины дорог своего города, крах инфраструктуры и думают, что все плохо и власть плохая. Но в соседней области, которую они не видят, скорее всего, хорошо. А в Москве – так вообще прекрасно. Только нам в нашем условном Урюпинске не повезло. Ведь по телевизору говорят, что Россия встала с колен и вприпрыжку бежит в светлое будущее. А все остальные страны нас боятся и уважают. И вот это важнее того, что в луже перед райадминистрацией может утонуть автомобиль.
Людей нельзя обмануть в отношении того, что они испытывают на своем опыте. Соответственно, если опираться на реальность, в которой живешь, на свой собственный личный опыт, тебя никто не сможет обмануть. Вот и крах пропаганды! Как говорили древние на Востоке, миллион раз скажи «халва», а во рту слаще не будет. Кстати, именно поэтому люди на Западе значительно меньше подвержены пропаганде – они живут своей жизнью, а не в мире абстракций, связанных с геополитикой, заокеанскими странами и всем прочим. У нас же техника другая, мы настолько часто и бездумно говорим «халва», что вводим себя этим в некое подобие транса. Нам не сладко, но вроде как спокойно. Мы – защищены.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 14.04.15
Артем Акопян о «кремлевской пропаганде»: Мы в самом начале пути. Эта «машина» пока очень молода и несовершенна, но некоторые успехи уже есть. / Андрей Казанцев: Пропаганда и современная дипломатия взаимосвязаны. Манипуляция сознанием заключена в самой природе массовых обществ. / Юрий Городненко: В России пока нет привлекательного аналога «европейских ценностей». «Киевский режим своими руками копает себе гигантскую яму». Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».