Согласованная информационная политика России вне федеральных телеканалов отсутствует. Термин «кремлевская пропаганда» придуман Западом, чьи медиа-удары скоординированнее и тотальнее. Такое мнение специально для NDNews высказал член правления Российской Ассоциации политических консультантов Андрей Максимов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Внешняя информполитика России в той или иной степени пытается отражать и продвигать национальные интересы российского государства, как его понимают наши кураторы внешней политики. В последнее время они делают ставку на продвижение идей русского мира, что не всегда оправданно. В то же время в информационной политике на внешнем направлении пока никак не отражены идеи поддержки и продвижения интересов представителей других наций и народов, населяющих Россию, интересы других традиционных для России конфессий, кроме православия.
С моей точки зрения, внешняя информполитика должна также отражать и идеи защиты и продвижения на международной арене татарского, якутского, удмуртского, балкарского и множества других этносов России. Наша сила в нашем многообразии и многообразии наших диаспор. Мы должны равно защищать за рубежом не только русских, но и татар, чеченцев, чукчей, осетин и представителей всего множества народов, имеющих на территории России свои этнические корни. Мы должны стимулировать репатриацию не только русских, но и представителей всех народов бывшей Российской империи. В этом случае, каждый этнос России будет чувствовать поддержку, а национальная пропаганда извне перестанет играть разрушающую роль. Пользуясь терминологией Дэн Сяопина, в этом случае наши стратегические границы отодвинутся за пределы географических границ страны.
Внутренняя информполитика России проявляется только в попытках построения тематических линий для основных телеканалов и 2-3 государственных радиостанций. Для газет, радио и Интернет-ресурсов она почти не действует. Можно говорить только о реализации каких-то фрагментарных усилий на уровне личных связей между чиновниками и владельцами соответствующих медиа-холдингов. В принципе, вне основных федеральных ТВ-каналов согласованная информполитика отсутствует.
Другое дело, что в этих условиях достаточно часто начинает работать внутренний цензор. Ну и конечно, существуют определённые блоки в виде договоренностей о согласовании или запрете отдельных критических материалов против различных экономических и политических структур. Но эти блоки работают, в основном, на экономической основе.
Украина – это частный случай. В рамках этой тематической линии идет непрерывное смягчение терминологии и эпитетов в отношении центральных властей Украины. Но в целом линия остается неизменной – на Украине идёт гражданская война между центральным правительством, выражающим националистические интересы Западной Украины, и республиками Юго-Востока, защищающими интересы регионов в целом и права русского этноса в Украине на свой язык и свою культуру. Было определённое нагнетание напряженности и враждебности по отношению к киевским властям, которое резко смягчилось после отзыва решения Совета Федерации о возможности применения на Украине вооружённых сил РФ и первых минских соглашений.
Под термином «кремлевская пропаганда» я понимаю любую псевдопатриотическую глупость, высосанную из пальца. Без проверки источников и фактов, что в результате чаще всего работает против самих неразборчивых СМИ. Термин, конечно, из далекого прошлого. Но для западной аудитории привычен.
В сегодняшней российской власти и околовластной оппозиции достаточно группировок, пусть и не действующих в виде политических партий, которые так или иначе пытаются влиять на СМИ. Влиять разновекторно. Даже основные либеральные и патриотические крылья имеют множество перьев. Поэтому по сути «кремлевская пропаганда» – это выдумка наших внешних оппонентов, которые пытаются этим термином дезавуировать любую неудобную им информацию из России и о России.
По моим наблюдениям, примерно с апреля 2011 года попытки централизованного манипулирования информационным полем внутри России практически прекратились. Не знаю, с чем это связано, но именно этим объясняются сравнительные успехи либеральной оппозиции в конце 2011 – начале 2012 года. Не считая, конечно, в качестве причины и определённых вольностей при подсчёте голосов на выборах Госдумы. Некоторый повторный всплеск был в течение 3-4 месяцев в прошлом году после Майдана, когда транслировалась идея аннигиляции Украинского государства. Но после того как стали ясны экономические издержки распада Украины, возможные для уровня жизни в РФ, эта тема сошла на нет.
Особых различий информационной политики России и западных государств нет. Есть разница в силе, скоординированности и тотальности удара. Здесь нам до западных СМИ очень далеко. Их система пропаганды, может быть, и примитивней, но гораздо тотальней, чем российская.
Есть ещё определённая дифференциация между системами ЕС и США. Американцы более политизированы, их национальные телеканалы, крупные издания поделены по симпатиям владельцев между основными политическими партиями. Поэтому они дают не столько национальную, сколько партийную точку зрения, которая отражает и точку зрения на события спонсоров партии. Это касается, конечно, не только отношения к России и внешнеполитической повестки. Во внутренней политике они действуют как нормальные партийные СМИ, которые никогда не упустят возможности нанести удар по политическому оппоненту, совершенно не задумываясь о внешнеполитических последствиях.
Российские и европейские СМИ более ориентированы на тактические интересы владельцев. Ведь понятно, что в Европе и России политическая линия колеблется, важно чутко понимать специфику политической конъюнктуры. Кроме того, западные медиа-холдинги просто значительно крупнее и, конечно, наднациональнее российских. Поэтому их информационные удары касаются сразу десятков стран. Здесь нам ещё расти и расти. Если дадут.
У телевидения и интернета разные аудитории. Пропаганду можно вести везде. Нужно ли – вот вопрос. И соответствует ли мессежд целевой аудитории? ТВ и Интернет, печатные СМИ и наружная реклама – это только фрагменты возможной пропагандистской системы. Есть ещё множество направлений манипуляции и управления общественным мнением, которые по сути являются пропагандой. Реально ТВ и Интернет воздействуют на атомы социума, но есть ещё молекулы, и достаточно сложные – естественные сети, среды, которые требуют более точных инструментов.
В соцсетях и Интернет-ресурсах пропаганду ведут уже давно. Эффективность её определяется только талантом и профессионализмом пропагандистов. В идеале пропагандистский сигнал может многократно ретранслироваться и модифицироваться, проходя через целевую аудиторию СМИ, из них – в соцсети и возвращаясь обратно. Важно уметь генерировать новые доминанты и месседжи. А пока все «цветные», арабские революции и Майданы просто являются повтором «бархатных» революций 80-х в странах Восточной Европы. Сейчас американцы расшатывают Македонию, Аргентину и Бразилию по очень схожей схеме.
Качественная пропаганда является грамотным подбором неоспоримых фактов, подаваемых несколько тенденциозно, и неотличимых от реальности. Даже профессионал иногда не в состоянии понять, что стал её жертвой. Жителям РФ стоит посоветовать только держаться базовых этических принципов и не вестись на разговоры о том, что «все вокруг воры», а какая-то страна населена исключительно живодёрами. Это – крайне упрощённая версия картины мира. Кроме того, громче всех «держи вора!» кричит сами знаете кто.
Уничтожение политических ориентиров начинается сегодня с уничтожения нравственных норм. Так получилось, что Россия является сейчас одним из немногих ещё сохранившихся островков традиционной морали, консервативного представления о добре и зле. Поэтому любая базовая дезинформация начинается именно с расшатывания ориентиров. Мы находимся в рамках традиционной морали, именно эти рамки и пытаются сломать, чтобы нас уничтожить.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 20.05.15
Борис Рожин: Цель «кремлевской пропаганды» – мобилизовать население. Российским властям важно показать, что страна вынужденно участвует в украинском конфликте. / Валерий Котельников: Сплотить нацию на основе ненависти невозможно. Вместо популяризации наших успехов мы акцентируем внимание на неудачах других. / Сергей Мошкин: СМИ по собственной инициативе играют в политические игры Кремля. В чистом виде журналистики практически не осталось. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».