российское информационное агентство 18+

Ямал – Спецпроект

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 15 декабря 2018, 03:22 мск

Кристина Потупчик: Тезисы «кремлевской пропаганды» формируют общество «Всегда быть против» не менее абсурдно, чем поддерживать каждое высказывание депутата Милонова»

«Кремлевская пропаганда» формулирует и аргументирует позиции власти. Однако основные тезисы формирует общество. Такое мнение специально для NDNews высказала общественный деятель, блогер, член Общественной палаты РФ Кристина Потупчик в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

Термин «кремлевская пропаганда» приобрел в последнее время негативный оттенок. Людям не нравится слово «пропаганда» – как же я, такой свободомыслящий и независимый человек, буду думать по чьей-то указке, думают они. Между тем, никакого нейролингвистического программирования, 25 кадра и прочих конспирологических технологий никто, естественно, в пропаганде не использует.

Пропаганда, и, в частности, кремлевская пропаганда сейчас – это формулирование и аргументирование позиции власти. Да, подобную «пропаганду» можно найти во многих СМИ, имеющих государственное финансирование или участие, однако человек, который боится кремлевской пропаганды, фактически, расписывается в своем бессилии мыслить самостоятельно. Любой критически и реалистически мыслящий человек сможет самостоятельно оценить позицию власти и приводимые в ее пользу аргументы, и найдет в них свои плюсы и минусы, даже если будет круглосуточно смотреть «Первый канал».

Другой вопрос, что позиция власти чаще всего отражает позицию, приемлемую большинством. Общество формирует тезисы пропаганды, а не наоборот. Поэтому упорно отрицать все, что говорится из условного «телевизор», качая головой как заводной болванчик, может только человек, страшно далекий от реальности.

Впрочем, среди современной российской оппозиции таких людей много. Именно эти люди чаще всего и занимаются истовой борьбой с такой «пропагандой».

Нельзя сказать, что внешняя и внутренняя информационная политика России как-то качественно изменилась именно с началом украинского кризиса. Предпосылки к давлению на Россию, к ухудшению отношения к нам начались задолго до этого, украинский кризис стал лишь хорошим поводом для форсирования этих тенденций.

Сейчас любят говорить о каких-то особенно антиамериканских и антизападных настроениях в обществе, сформировавшихся под действием пропаганды. Но если вы посмотрите на аналогичную статистику США, вы увидите, что за последние годы на Западе стали относиться к России в разы хуже, количество людей, которые воспринимают нашу страну как «врага США №1» возросло в разы. Как, простите, россияне должны реагировать на то, что любой русский в американском кино – это обязательно злодей, бандит или пренебрежительно-комический персонаж? Как мы должны реагировать на экономические санкции и политическое давление? Естественно это находит свое отражение и в отношении общества, и в информационной политике, и в пропаганде.

При этом я бы не сказала, что российская информационная политика как-то существенно отличается от западной. «Первый канал» поддерживает условную партию «Единая Россия»? Ну да, и об этом знают абсолютно все, кто его включает. Точно так же потребители информповестки на Западе прекрасно знают, какое СМИ поддерживает республиканцев, какое – демократов.

Кстати, в этом контексте важно упомянуть, что наш российский телеканал Russia Today приобрел на Западе значительную популярность, и именно потому, что там сформировалась аудитория, которой надоело слышать про своих политиков только хорошее, которые готовы мыслить критически.

Обычно после этого аргумента критики «кремлевской пропаганды» начинают голосить, что в России медиаполе, наоборот, зачищено, что альтернативную точку зрения услышать негде. Между тем, одна из самых популярных радиостанций разговорного формата – это «Эхо Москвы», существуют «Дождь», «Слон», «Медуза», даже «Московский Комсомолец», наконец. Критикам сложившейся системы ведь очень неприятно признавать, что «МК», одна из самых популярных газет в России, и ее журналисты иногда выступают похлеще любой Новодворской.

Есть интернет, наконец, один из наиболее дешевых и доступных в Европе, кстати. Телевизор ведь давно уже не единственный источник информации. Другой вопрос, что сейчас, с повсеместным распространением интернета, уже нельзя сказать, что «думающая интернет-аудитория» целиком оппозиционна, как говорили раньше. Даже в интернете сейчас соотношение мнений близко к другим медиапространствам, телевизионным или печатным. Очевидно, что это тоже отражает реально существующие настроения и запросы общества. В конце концов, ведь «всегда быть против» не менее абсурдно, чем поддерживать каждое высказывание депутата Милонова, и любой нормальный человек должен это понимать, вне зависимости от того, оппозиционер он или охранитель.

Москва, Софья Метелкина

Москва. Другие новости 21.05.15

Андрей Максимов: «Кремлевская пропаганда» – это выдумка внешних врагов. Уничтожение политических ориентиров начинается с разрушения нравственных норм. / Борис Рожин: Цель «кремлевской пропаганды» – мобилизовать население. Российским властям важно показать, что страна вынужденно участвует в украинском конфликте. / Валерий Котельников: Сплотить нацию на основе ненависти невозможно. Вместо популяризации наших успехов мы акцентируем внимание на неудачах других. Читать дальше

© 2015, РИА «Новый Регион»

В рубриках / Метки