Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» рекомендовал принять во втором чтении комитет Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству.
В соответствии с одобренной версией законопроекта, предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных уровней (максимального и минимального) органами власти.
Цены на такие товары устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами органов госвласти. Также предусмотрено, что если в течение 30 последних календарных дней на территории субъекта РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, правительство РФ с целях стабилизации розничных цен вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены в соответствующем субъекте на срок не более 90 календарных дней.
Таким образом, отклонена поправка об установлении максимального размера отношения розничной цены на социально значимые товары к оптовой цене производителя данных товаров.
Относительно спорного вопроса о «пороге доминирования» (принципы определения доминирования розничных сетей на локальном или федеральном рынке и мер их антимонопольного регулирования) в новом законопроекте (ст.14, ранее ст.16) сформулирована норма, в соответствии с которой хозяйствующим субъектам, доля которых превышает 25% объема всех проданных продтоваров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не может напрямую или через аффилированных лиц арендовать или приобретать дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, путем участия в торгах.
Таким образом, по сравнению с вариантом законопроекта, принятым в первом чтении, изъято из текста законопроекта указание на порог суммарного товарооборота сети в 1 млрд руб.
Однако определение «порога доминирования» в границах муниципалитета и городского округа начнется, в соответствии с законопроектом, с 1 июля 2010 ода, т.е. на полгода позже вступления в силу основной части закона.
Также правительство РФ утверждает форму торгового реестра (сведения о хозяйствующих субъектах, ведущих торговую деятельность, данные о состоянии торговли), а органы власти субъектов РФ формируют эти реестры. Внесение сведений об организации в реестр осуществляется бесплатно для нее. Орган госвласти субъекта РФ ведет торговый реестр и ежеквартально предоставляет сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, а также в статистическое ведомство.
Относительно вопроса бонусов законопроект указывает, что размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения сети, которое может включаться в цену договора поставки, подлежит согласованию сторон и не учитывается при определении цены продтоваров.
При этом не допускается выплата вознаграждения ритейлеру поставщиком социально значимых товаров, которые определяются перечнем правительства РФ.
Новой мерой также является требование к хозсубъекту, осуществляющему поставки продтоваров, обеспечивать торгующим организациям доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольствия, а также к информации о качестве и безопасности поставляемых товаров в сети интернет или путем предоставления информации на безвозмездной основе в 14-дневный срок.
Комитет также решил внести поправку о запрете на «распродажи» ритейлером без согласования с поставщиком, за исключением продажи товаров под частными торговыми марками сети и когда истекло более 80% срока годности продтовара или когда планируется прекращение деятельности торгового объекта.
Также одобрен вариант норм о предельных сроках оплаты товаров по договору поставок (срок возврата платежей), в соответствии с которым продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней (ранее предлагалось 14 и 15 календарных дней) со дня приемки. Если же срок годности составляет 10-30 дней – оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Понятие «рабочие дни» введено для скоропортящихся продуктов в связи с тем, что у торговой сети семь рабочих дней в неделю, у банка – пять, у производителя может быть, например, шесть.
Продукты питания со сроком годности свыше 30 дней и на отечественную алкогольную продукцию срок возврата устанавливается максимально 45 дней. Ранее фигурировавшая норма по отсрочке 75 дней выведена из законопроекта. Однако данная статья еще будет обсуждаться депутатами.
Напомним, 11 сентября с.г. Госдума приняла в первом чтении проект закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», обсуждение которого на уровне различных органов власти и участников рынка длится в активной фазе более двух лет. Документ определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению к поставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен. Второе чтение ожидается 9 декабря 2009 года, передает РБК.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 03.12.09
Российский потребитель спрятался от кризиса в дисконт. / Безработная Россия не волнует чиновников. / Болгария может создать проблемы проекту нефтепровода Бургас – Александруполис. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».