20 лет назад Ельцин впервые стал президентом России 30 миллионов русских людей оказались за границей
20 лет назад Россия впервые избрала президента страны. Случилось это 12 июня, ровно через год после принятия Декларации о государственном суверенитете. В стране, именовавшейся СССР, вдруг стало меняться всё и вся.
Улицы городов, с которых пропали дворники, время от времени заполнялись тысячами людей, шедших на демонстрации и митинги, стены домов покрывались корой плакатов, магазины, вдруг опустели, витрины стыдливо укрыли полиэтиленовыми пакетами и только трехлитровые банки с березовым соком изображали видимость товаров, пишет газета «Коммерсант».
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Читайте также: Для русских Крыма 12 июня – не праздник, а день скорби и позора России /// «30 миллионов русских людей оказались за границей державы» >>>
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Над страной звучал нескончаемый шум трансляций со съездов и Верховных Советов, заседаний городских и областных Советов народных депутатов. И без телевизионной картинки легко узнавались голоса: округло-непонятный – Горбачева, скрипуче-напористый – Ельцина, настойчиво-доказательный – Собчака, акцентировано-возражающий – Лукьянова, увлекающе-безапелляционный – Афанасьева... Много было голосов, которые знала вся страна.
Не знали только, что будет завтра, констатирует «Ъ». Менялось всё. Рядом с пустыми просторными государственными магазинами появлялись кооперативные забегаловки, где торговали импортным товаром с блестящими наклейками. Уже появились частные банки. Ждали отмены прописки и начала «Программы 500 дней». Перехода к капитализму при сохранении и расширении социальных гарантий. Свободы слова и новых передач «Взгляда». Многопартийности. Военного переворота.
Над Советским Союзом, общим для всех и разделяющим каждого, звучало: суверенитет. Суверенитет – как средство и способ сделать жизнь в каждом отдельном случае лучше. Ввести хозрасчет и считать свои деньги, свой бюджет. Не кормить неэффективную, что уже стало очевидно, союзную управленческую структуру. Не кормить соседнюю республику, потому что общеизвестно, что мы кормим соседей и именно поэтому у нас ничего нет. Так считали украинцы, азербайджанцы, литовцы, русские, грузины... Все 15 республик единого Союза. Да еще появившийся «союзный центр». Автономии. И коренные малочисленные народы...
Суверенитет воплощал все хорошее против всего плохого. Собственную эффективную экономику. Защиту национальной культуры и самобытности. Неприятие «административно-командной системы» и союзного центра. Мифы о «золотом прошлом веке». Надежды, что у себя сами разберемся...
И всем ясно было, что жить так, как жили последние десятилетия, нельзя. Невозможно. Власть стала рассыпаться, как гнилое дерево, пишет издание.
У власти пропали деньги. Если в 1990 году в Госфонде СССР хранилось 484,6 тонны золота, то к 1 сентября 1991 года – только 264 тонны. При поступлении в этом, 1991 году в Госфонд СССР 250 тонн золота правительство отправило на экспорт 269,1 тонны. Денег не хватало на закупку самого необходимого – лекарств, оплаты внешних долгов, обслуживание займов за границей.
Рушился миф о коммунистическом будущем, на котором воспитаны были два поколения советских людей. Именно они, разуверившиеся в старых надеждах, требовали для себя и своих детей перемен и готовы были их осуществить.
Декларация о государственном суверенитете России стала воплощением этого стремления. Россия вовсе не стала первой, провозгласившей свой суверенитет в составе Советского Союза. И подготовили основные положения об экономическом суверенитете России не где-нибудь в оппозиционном подполье, а на Старой площади, в аппарате ЦК КПСС. Подготовили как основную экономическую доктрину для будущей Российской коммунистической партии, как противовес Ельцину и его сторонникам на предстоящем Первом съезде народных депутатов РСФСР.
Тогда, весной 1990 года, закладывалась и вторая интрига будущего 12 июня.
4 марта 1990 года Ельцин оглушительно победил на выборах и стал депутатом от России. В его избирательной программе было записано: он будет добиваться введения поста президента России и намерен бороться на выборах за этот пост.
7 марта, три дня спустя, на заседании политбюро М.С. Горбачев потребовал от своих соратников начать подготовку к введению в СССР поста президента. Только избирать президента СССР должны, по его мнению, не всенародно, а на Съезде народных депутатов СССР. Попытки А.И. Лукьянова возразить и предложить иную процедуру были Горбачевым с гневом отвергнуты. Для того чтобы заручиться поддержкой части оппозиционно настроенных депутатов, было предложено, по сути, «пакетное голосование»: вместе с выборами президента СССР отменялись 6-я и 7-я статьи Конституции СССР, провозглашавшие КПСС «ядром политической системы».
15 мая 1990 года на Съезде народных депутатов СССР Горбачев стал президентом СССР.
29 мая 1990 года после нескольких туров голосования председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин.
12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР абсолютным большинством проголосовал за принятие Декларации о государственном суверенитете России.
Для участников съезда, людей самых разных взглядов, политических убеждений, национальностей, религий, тогда было ясно: нужен суверенитет России. Нужна декларация о его провозглашении.
Символично, что выборы президента России были назначены на 12 июня. Тогда впервые в истории страны её граждане тайным голосованием избрали главу государства. Это стало прямым следствием суверенитета. События 12 июня 1990 и 1991 годов обеспечили «жесткость государственной конструкции» возрождавшейся российской государственности. В важности создания этой жесткой скрепы пришлось вскоре убедиться. Августовский путч, поразительный в своей безответственности и бестолковости, поставил страну на грань катастрофы – экономической, социальной, управленческой. Он едва не открыл ящик Пандоры гражданской и межнациональной войн.
Не будь у России президента и начатков новой государственности, события в Югославии показались бы всему миру детским утренником...
Накануне первых в истории всенародных выборов президента РСФСР Борис Ельцин обратился к читателям журнала «Огонек». Впервые политик заговорил с гражданами страны на обычном языке:
«...После избрания меня Председателем Верховного Совета России я совершил одну очень важную тактическую ошибку. Я поверил Горбачеву. Мне казалось, что союз с Горбачевым может стать очень важным стабилизатором ситуации как в республиках, так и в стране. И многие меня к этому подталкивали. Совместная работа над программой «500 дней» еще больше сблизила интересы обновляемого Союза республик и Центра. Горбачев признался принародно, что программа Шаталина – Явлинского видится ему интересной и перспективной. Казалось, еще один шаг – и мы вместе может ступить на ту дорогу, которая выведет нас из кризиса. Но нет. Он вдруг резко изменил свою позицию, программа «500 дней» рухнула, похоронив за собою всякие надежды на выход из тупика. И, вместо того, чтобы тогда же и порвать с Центром, жестко отделиться от политики полушагов, полумер, полуреформ Президента, я поддался иллюзии, что мы еще можем договориться. Оказалось, нельзя. Нельзя договориться с Президентом, который одновременно является и Генеральным секретарем ЦК КПСС, и для которого интересы партийной кастовости, интересы партийной номенклатуры будут превыше любых других интересов. И мы потеряли четыре месяца. Топтались на месте, косвенно поддерживая Центр своим молчанием...
Еще одна моя ошибка и еще одна иллюзия, когда, получив большинство на выборах на российском Съезде народных депутатов, став Председателем Верховного Совета республики, я вместе со своими единомышленниками решил, что это и есть победа. Теперь мы можем, решили мы, приняв хорошие законы и назначив энергичных талантливых исполнителей, можем начать обустройство нормальной человеческой жизни. Оказалось, ничего подобного. Вся власть в стране, так же как и в республиках, по-прежнему оставалась у тех, кто семь с лишним десятилетий успешно разбазаривал и разворовывал это государство и делиться этой властью не собирался, – это партбюрократцентр. Таким образом, я, руководитель парламента крупнейшей, многомиллионной республики, с огромной территорией и огромными возможностями, понятия не имею, что сотворит с Россией и не только с нею Президент, пользующийся минимальным доверием народа, и Правительство, не пользующееся этим доверием совсем. Я ложусь спать и не знаю, где, в каких обстоятельствах, как проснусь завтра. Конфискуют ли у меня и у моих сограждан деньги под видом обмена купюр, заморозят ли вклады в связи с борьбой с инфляцией, захватят ли ночью российскую телерадиокомпанию или просто лишат ее эфира, введут танки, десантников на улицы или нет?.. Все это решается в Кремле, на Старой площади, в КГБ, в Министерстве обороны, где угодно, но только без российского парламента. Мы же только с ужасом успеваем наблюдать за очередными агонизирующими действиями Центра. И все это называется «суверенитет республики»...
При такой ситуации наш главный аргумент в борьбе против партийно-бюрократических структур – это прямое обращение за поддержкой к народу. Люди тянутся к нам не потому, что демократы ростом выше, осанкой стройнее и вообще выглядят симпатичнее партаппаратчиков. Может быть, вовсе наоборот. Просто идеи, которые объединяют нас всех, они притягательны и просты: человек должен иметь право свободно трудиться и право свободно распоряжаться результатами своего труда. И все. Больше ничего не надо».
Ссылки по теме:
Мнение: Для русских Крыма 12 июня – не праздник, а день скорби и позора России /// «30 миллионов русских людей оказались за границей державы» >>>
В Бахчисарае власти пытаются запретить траурное шествие по случаю «Дня России» /// Организаторы говорят, что мероприятие состоится в любом случае >>>
Российский консул подтвердил, что московская власть и бизнес РФ потеряли интерес к Крыму /// Среди них нет меценатов >>>
Москва, Дарья Неклюдова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».