российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 23 декабря 2024, 06:52 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Российские ученые первыми в мире побывали на дне Северного Ледовитого океана

Российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» первыми в мире достигли дня Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Глубоководные аппараты опустились на глубину 4261 метр. Все системы работают нормально. До начала эксперимента беспокойство вызывала погода. Однако перед началом погружения на Северном полюсе условия сложились благоприятные, и погружение прошло в штатном режиме, сообщают «Вести».

С интервалом в 27 минут «Миры» сели на дно на расстоянии в 500 метров друг от друга. Об этом на борт судна «Академик Федоров» доложили командиры экипажей глубоководных батискафов, передает РИА Новости. В 13:46 мск аппараты начали подъем на поверхность. По последним расчетам пилотов глубоководных аппаратов, от погружения до всплытия пройдет около восьми часов. Но если по пути наверх батискафы отнесет под толстый лед, то вся операция может затянуться, сообщает НТВ.

«Мир-1» благополучно достиг дна океана в 12:08 по московскому времени, глубина – 4261 метр, сообщил руководитель экспедиции «Арктика-2007» Артур Чилингаров. «Посадка была мягкой, вокруг – грунт желтоватого оттенка, обитателей морских глубин не видно», – добавил он.

В 12:35 по московскому времени благополучно достиг дна Ледовитого океана и «Мир-2», он на глубине 4302 метров, доложил командир батискафа Евгений Черняев.

Один аппарат «Мир» пилотирует профессор-океанолог Анатолий Сагалевич. В составе экипажа – президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза, депутат Госдумы Артур Чилингаров и еще один парламентарий Владимир Груздев. Экипаж второго батискафа – международный. Кроме пилота, россиянина Евгения Черняева, в него вошли австралийский исследователь Майк Макдауэлл и швед Фредерик Паулсен, удостоенный звания Почетного полярника России. Он миллионер и заплатил за это путешествие 3 млн. долларов.

На дне Северного Ледовитого океана установлен российский триколор из титанового сплава, специально изготовленный в Калининграде, и оставлена капсула с посланием будущим поколениям. «Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой», – заявил ранее руководитель экспедиции, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров.

Погружения аппаратов «Мир» на Северном полюсе также позволят аргументировать значительное расширение площади континентального шельфа РФ.

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «цель экспедиции – не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к северному полюсу», отметив, что с точки зрения дипломатии вопрос о расширении российского шельфа в Арктике «будет решаться исключительно на основе международного права». В результате территория России может увеличиться на 1,2 млн. квадратных клометров.

Помимо этого, экспедиция преследует сугубо научную цель – комплексное изучение климата и поверхности дна на Северном полюсе. Пробы грунта, которые взяты на северном полюсе, позволят доказать, что хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской континентальной платформы, соответственно – продолжением Евразийского материка, то есть российского побережья от Чукотки до Кольского полуострова.

Исследование дна Северного Ледовитого океана является важной задачей для России. Ледовый покров тает, появляются возможности работать на шельфе, богатом нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. В борьбу за шельф включаются и другие страны, такие как Канада, Исландия, Hорвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

Незадолго до погружения Артур Чилингаров заявил «Интерфаксу», что западные страны проявляют интерес к экспедиции, в том числе с разведывательных самолетов НАТО, а также отправили к полюсу шведский ледокол «Оден», но «все равно мы уже первые на полюсе». Как сообщили газете «Ведомости» в морской администрации Швеции, шведско-датская экспедиция LOMROG запланирована на август. На сайте этого проекта говорится, что экспедиция должна изучить, не принадлежит хребет Ломоносова к шельфу Гренландии, принадлежащей Дании. Впрочем, проводить «Оден» во льдах все равно будет новейший российский атомный ледокол «50 лет Победы» – судами аналогичного класса западные страны не располагают.

Экспедиция «Арктика-2007» – одна из самых крупных проводимых Россией в период Международного Полярного года, начавшегося 1 марта 2007 года. Cудно Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета «Академик Федоров» вышло из порта Петербург в экспедицию «Арктика-2007» 10 июля. В этом году к полюсу «Академик Федоров» отправился в сопровождении атомного ледокола Мурманского морского пароходства «Россия».

Отметим, почти сразу российской экспедиции пришлось столкнуться с серьезными проблемами. В 60 милях от берега после выхода из порта Мурманска у теплохода вышел из строя двигатель гребного винта, и судно легло в вынужденный дрейф в Баренцевом море. Вскоре неисправность была устранена, и судно продолжило рейс к Северному полюсу.

Пентагон направляет в Северный Ледовитый океан военный ледокол

Тем временем тяжелый ледокол «Хили» службы береговой охраны (СБО) США готовится в начале будущей недели выйти из порта приписки Сиэтл (штат Вашингтон), чтобы проследовать в Северный Ледовитый океан для проведения научных исследований в Арктике. «Хили» является одним из трех имеющихся у США тяжелых арктических ледоколов. Все они приписаны к Сиэтлу и входят в отряд военных судов СБО. В минувшую пятницу корабль заправил 1,9 тыс. тонн дизельного топлива, максимально пополнив свой запас после того, как в течение двух недель во время стоянки в Сиэтле команда ледокола под наблюдением инструкторов ВМС США и службы береговой охраны проводила ежегодные учения.

Помимо выполнения задач службы береговой охраны ледокол «Хили» официально является также в США головным судном для проведения гражданских научных исследований и экспедиций по океанографии, изучению химического состава морской воды и свойств льда, морской флоры и фауны, для чего на борту ледокола имеется научная аппаратура, лаборатории и спецоборудование, включая донные сонары, водолазное оборудование и вертолет. Для работы с подводной акустикой ледокол может контролировать шумы от своей двигательной установки.

Интересно, что в специальном докладе под названием «Ледоколы США, их роли и будущие потребности США», подготовленном в сентябре прошлого года по указанию Конгресса США американским Национальным советом по научным исследованиям, подчеркивается, что «в силу географического местонахождения Аляски США являются арктическим государством со значительными геополитическими, экономическими, научными интересами и интересами безопасности в Арктике, и поэтому интересы США в этом регионе должны быть защищены».

«США обязаны построить два новых полярных ледокола для защиты своих текущих и будущих интересов в Арктике и Антарктике», – говорится в докладе Конгрессу. Совет предлагает заменить устаревшие американские ледоколы «Северное море» и «Северная звезда», находящиеся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. «В результате ледокольный потенциал США сейчас находится под угрозой неспособности обеспечивать национальные интересы в Арктике и Антарктике. В течение двух последних лет США приходилось, например, нанимать российский ледокол для расчистки судоходного прохода в Антарктике для прохождения судов к американской исследовательской станции», – цитирует документ РИА «Новости».

Северный полюс, Ольга Панфилова

Северный полюс. Другие новости 02.08.07

Павел Глоба: В августе 2007 все катастрофы случатся в конце месяца. / «Мир-1» опустился на дно Северного Ледовитого океана. / Полтавская область уже готова к новому учебному году. Читать дальше

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках