российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 24 ноября 2024, 22:08 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Руководитель Севастополя: вопросы с российским флотом могут решаться только полюбовно Эксклюзивное интервью «НР» с севастопольским губернатором Валерием Саратовым (Часть I)

В преддверии местных выборов на Украине РИА «Новый Регион» продолжает серию интервью с видными крымскими политиками. Мы уже выяснили стартовые позиции главного крымского коммуниста Леонида Грача, лидера партии «Союз» Льва Миримского, главы крымской организации партии «Батькивщина» (экс-БЮТ) Андрея Сенченко и лидера русских сил Крыма, председателя партии «Русское единство» Сергея Аксенова.

Как сговорившись, молчат лидер меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилёв и премьер-министр Крыма из донецкой Макеевки Василий Джарты. Последний, за два прошедшие месяца, несколько раз даже назначал конкретную дату интервью, но потом, каждый раз сославшись на «срочные дела», улетал в Киев или уезжал в Ялту.

Сегодня мы беседуем с губернатором «города русских моряков» Севастополя Валерием Саратовым (читайте ПЕРВУЮ ЧАСТЬ интервью).

В ближайшее время агентство опубликует ВТОРУЮ ЧАСТЬ беседы с губернатором, которая будет посвящена предстоящим выборам в Севастополе. Глава города рассказал о планах Партии регионов, оценил шансы других политических сил на прохождение в горсовет и сделал прогнозы своего политического будущего.

За скандалом вокруг раздачи земель Черноморского флота в Севастополе стоит личная корысть предыдущего руководства города. Новые севастопольские власти предлагают решать все проблемы с флотом «полюбовно». Например, совместно использовать часть земель, занятых российскими военными. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» рассказал председатель городской государственной администрации Севастополя Валерий Саратов.

О «Харьковских соглашениях»

«Новый Регион»: Севастополь выиграл от Харьковских соглашений?

Валерий Саратов: Безусловно, да – в политическом смысле. Потому что для нас проблемой был вопрос 2017 года. Люди опасались возможных конфликтов. Уход флота повлек бы за собой сокращение рабочих мест и достаточно большие неудобства. Поэтому в политическом смысле севастопольцы очень одобрительно отнеслись к подписанию Харьковских соглашений. Мы получили ту политическую стабильность, которую хотели. Я считаю, что у нас сейчас хорошие взаимоотношения между Украиной в лице городских властей и двумя флотами. Не вполне нас устраивает то, что мы пока не нашли механизм взаимодействия по разрешению экономических проблем. Но я надеюсь, что в этом вопросе будут подвижки.

«Новый Регион»: В этом году Севастополь очень долго ждал денег из федерального бюджета России на свое социально-экономическое развитие. Только недавно пришел первый транш – меньше, чем на половину суммы. Как вы считаете, с чем связаны задержка?

Валерий Саратов: На выделение этих денег нужна была добрая воля России. Она ее проявила. Я считаю, что когда возникают такие щепетильные моменты, например, по срокам платежей, то сторонам надо договариваться. Теоретически Россия могла встать на жесткие позиции и сказать: мы вам платим за аренду земли, этого достаточно. Россия добровольно взяла на себя обязательства по участию в социально-экономической жизни Севастополя, и с 2004 года мы получаем деньги в бюджет, которые, честно говоря, нам очень помогают. При помощи большей части этих денег мы решаем проблемы, которые волнуют и российских военнослужащих. Поэтому я надеюсь, что эти сбои носят технический характер, и мы улучшим взаимодействие.

«Новый Регион»: Средства из федерального бюджета поступают из России на счета Черноморского флота, оттуда – в украинское министерство финансов, и только потом в Севастополь. В связи с этим в Интернете появились слухи о неких махинациях, в которых замешаны адмиралы. Вы можете эту ситуацию подтвердить или опровергнуть?

Валерий Саратов: Не могу я подтвердить слухи, потому что эти деньги, когда они выходят из министерства финансов России, мы отслеживаем. Мы знаем, что транш вышел. Он несколько дней здесь находится и уходит в наше министерство. Поэтому я не вижу механизма задержки этих денег.

«Новый Регион»: Сразу же после заключения Харьковских соглашений президент РФ Дмитрий Медведев высказывал намерение оказывать Севастополю более существенную помощь. Ощущается ли какое-то движение в этом направлении?

Валерий Саратов: Пока нет. Я как глава администрации инициировал вопросы через премьер-министра нашей страны. Он обращался с письмами к Путину. Я могу сказать, что буквально на прошлой неделе подписано поручение президента по тому докладу, который я делал в середине августа. Там один из пунктов звучит так: провести мероприятия по внесению изменений в методику определения объемов участия Российской Федерации в развитии социально-экономической сферы Севастополя. Срок до 1 декабря. Даются поручения мне, министерству иностранных дел, министерству экономики. Мы должны сесть за стол переговоров. Конечно, хорошо было бы в рамках межправительственной комиссии по Черноморскому флоту создать рабочую группу по Севастополю, потому что вопросы развития Севастополя – это не вполне военные вопросы. У министров обороны на первом месте флоты и их боеготовность. А меня интересуют вопросы, которые волнуют черноморцев, когда они возвращаются с кораблей к себе домой. И если бы была такая рабочая группа, мы бы уточнили методику, и это было бы здорово. Но здесь нужна добрая воля двух сторон. Я надеюсь, что в результате обмена мнениями на высшем уровне, какие-то рабочие органы по Севастополю будут созданы.

«Новый Регион»: Если эта комиссия будет создана, и вы ее возглавите, вы будете просить просто деньги или деньги под конкретные проекты?

Валерий Саратов: Мы будем какие-то небольшие деньги просить для бюджета Севастополя. Сегодня Россия дает деньги только на своих военнослужащих. А дети – 7-8 тысяч детей, которые ездят по нашим дорогам, пользуются школами? За время с 1997 года, когда был подписан Большой договор, у нас в городе осталось на постоянное место жительство порядка 7-8 тысяч человек пенсионеров. Мне кажется, их тоже надо учитывать в расчетах между нашими странами. Эти люди не работали на бюджет Севастополя. Мы искренне рады, что они остались. Но мы просим это учесть. Здесь нет политики.

С другой стороны, проблема развития Севастополя без каких-то совместных инвестиционных проектов решаться не может. По Харьковским соглашениям Россия имеет землю в аренде до 2042 года. Это очень большой срок. Сегодня российская сторона арендует у Украины 3300 гектаров. Если быть честным, эта цифра соответствует тому могучему огромному флоту, который был в Советском Союзе. Он по численности был в 10 раз больше. Сейчас естественно такие площади не нужны, но они же проплачены. И я бы хотел, чтобы на уровне рабочей группы обеим сторонам предлагался бы какой-то алгоритм решения вопросов развития региона. Вот у нас занята территория 24-м и 54-м заводом. Они сейчас не работают и не нужны. Это территория в элитном месте при входе в Севастопольскую бухту. Напротив бухта Матюшенко. Там лежат ржавые бочки. Это тоже территория российская. Аэродром Херсонес и так далее. Здесь самое главное понимать, что эти вопросы могут решаться только полюбовно. Я как глава Севастополя обязан ставить их. И я бы поставил их на той рабочей группе, которую надо создать: давайте сделаем проект. Российская сторона, допустим, говорит: да, если там будет привлечен российский капитал.

«Новый Регион»: Какие проекты вы бы предложили реализовать на этих землях?

Валерий Саратов: Я бы сегодня рассмотрел вопрос создания серьезной марины в Южной бухте, зоны отдыха с гостиницами и, может, с каким-то жильем на территории 24-го и 54-го завода, то же самое – на Радиогорке, бухта Матюшенко. Большой интересный микрорайон может у нас возникнуть в районе аэропорта Херсонес. Была очень интересная идея строительства гольф-клуба на Фиолентовском плато, где тоже расположены части Черноморского флота. Нужно найти алгоритм, который позволит с учетом интересов сторон вкладывать деньги. Я когда-то предложил на заседании межправительственной комиссии выставить эти участки на аукцион. Треть вырученных средств отдадим российским военнослужащим на строительство жилья, треть -украинским военнослужащим на строительство жилья, а треть – Севастополю для строительства инфраструктуры. Вот самый простой подход, который показывает, как можно увязать интересы сторон.

О «нечестности» предыдущей команды

«Новый Регион»: Все перечисленные вами участки фигурировали в недавнем скандале, когда выяснилось, что предыдущее руководство администрации передало их своими распоряжениями частным лицам в основном под дачные кооперативы.

Валерий Саратов: Мне жаль, что это произошло в нашем городе. Я считаю, что это нечестность предыдущей команды. Потому что во всем мире существуют правила: международные соглашения имеют статус выше, чем соглашения внутренние. Я не хотел бы действия предыдущей власти, но сегодня президент дал жесткую установку регионам привести в порядок все земельные вопросы. И я сегодня отвечаю за то, чтобы все нарушения, в частности, по землям, которые арендует Черноморский флот, были устранены. То есть, я сегодня отвечаю за то, чтобы жестко соблюдались условия договора между Украиной и Россией.

«Новый Регион»: У вас есть информация, в чьих интересах действовали ваши предшественники?

Валерий Саратов: Можно, я сделаю предположение? – в своих! Конечно, какие-то предприниматели там замешаны, но я здесь политики не вижу. Я здесь вижу воровство. Куницын сейчас говорит, что не закончена инвентаризация земель Черноморского флота. Это правда. Российская сторона еще не все согласовала. Но украинская сторона инвентаризацию сделала давно – еще в 2007 году. И эти документы для нас давно являются руководством. Есть какие-то не уточненные объекты и границы, но это все мелочи. Поэтому те, кто эти земли передавал, знал, что они находятся в аренде у Черноморского флота. И это вызывает глубокое разочарование. Но я хочу заверить российскую сторону, что мы будем до буквы выполнять все положения договора.

Кто должен обустраивать Севастополь

«Новый Регион»: Мне приходилось слышать от российских дипломатов о том, что многие в России считают: она уже помогла Севастополю, предоставив Украине значительные скидки на газ. Теперь обустраивать город, в котором базируется русский флот, должен Киев.

Валерий Саратов: Украина получила серьезную экономическую пользу, уменьшив цену на газ. Это почувствовали регионы, которые его используют. В первую очередь те города, где расположены химические заводы – Ровно, Северодонецк и так далее. Но я не могу сказать, что украинские власти забыли про Севастополь. Буквально на прошлой неделе президент дал поручение премьер-министру Николаю Азарову разработать и утвердить механизм расчета компенсации потерь бюджета Севастополя вследствие базирования Черноморского флота. Это поручение было дано с нашей подачи после моего доклада президенту. Мы со своей стороны подготовили методику расчета компенсаций: взяли площадь всех участков, которые занимает Черноморский флот, и рассчитали их по существующим земельным ставкам. Получилась сумма в два раза больше той, которую мы сейчас получаем из бюджета. Надо сказать, что министерство финансов, мягко говоря, без большого энтузиазма воспринимает наши инициативы, но мы будем настаивать на нашей методике.

Когда придут инвестиции

«Новый Регион»: Президент Ющенко увязывал в одно целое уход из Севастополя Черноморского флота и создание в городе режима особой экономики, который привлечет инвестиции. Сейчас понятно, что флот не уйдет. Означает ли это, что инвестиции не придут?

Валерий Саратов: Я считаю, что создание свободных экономических зон не есть показатель инвестиционной привлекательности. Привлекает инвестиции президент Янукович, который резко сократил число согласований, необходимых для получения лицензий для ведения бизнеса. На региональном уровне инвестиции привлечет быстрое прохождение документов, чего сегодня еще нет, и отсутствие коррупции. Если власть предсказуема и не берет взяток, это условия для бизнеса. Как ни странно, все льготы по налогам имеют второстепенное значение. Я уверен, что базирование флотов не повлияет на развитие Севастополя. Создавать точечные зоны, например, в Камышовой бухте мы и сейчас можем. Единственное, мы не сможем принять таких решений по территории, которая арендуется Россией. Ну и что. Я напротив считаю, что базирование флотов – это «фишка» Севастополя, которая притягивает туристов. Мы чувствуем внимание регионов, которые шефствуют над украинским и российским флотами. Я не вижу никаких препятствий для развития Севастополя.

Об «Авлите», Севморпорте и «Севморзаводе»

«Новый Регион»: Один украинский министр назвал Севастополь портом имени 2017 года, имея ввиду, что он начнет бурно развиваться после того, как Черноморский флот освободит причалы.

Валерий Саратов: Россияне, надо отдать им должное, ведут себя очень корректно. Все вопросы, которые мы ставим, они согласовывают. Например, строилось предприятие «Авлита» – вопросы были согласованы с российским флотом. Сейчас они совместно используют акваторию бухты. Я уверен на 100%, они препятствовать развитию порта не будут. Но здесь надо помнить, что флот российский тоже заявляет о своих намерениях обновиться. Надо просто понять, на какие показатели он хочет выйти, и какие территории жизненно необходимы для его функционирования. А все остальные вопросы мы должны вместе проговаривать. Например мы понимаем, что марину в Южной бухте можно построить только на этой стороне, потому что на другой находится оборудование для обслуживания подводных лодок. Нам нужно подумать о режиме максимального совместного использования территории бухт, не ущемляя интересы наших флотов. Коль мы взяли на себя гордое звание базы двух флотов, то флоты должны быть у нас на первом месте.

«Новый Регион»: То есть, Севморпорт и Черноморский флот не конкурируют за одни и те же стенки?

Валерий Саратов: Да, сегодня наш Севморпорт говорит: а нельзя ли попросить наш Черноморский флот уступить нам кусочек причала. Причина проста. Здесь нет никакой политики. Просто, чтобы заводить лайнеры длинной 200 метров, не хватает длины стенки. Мы спрашиваем, товарищи россияне, имеете ли возможность в рамках соглашений нам немного уступить.

«Новый Регион»: Был такой разговор?

Валерий Саратов: Пока не было. Просто мы с командующим планируем выехать на место и посмотреть. Но то я занят, то он. У меня на столе лежит бумага, но я не хочу подписывать письмо, пока мы вместе не посмотрим. Это все рабочие моменты. Межгосударственные соглашения неизменны, обо всем остальном можно договориться.

«Новый Регион»: Вы говорите о марине в Южной бухте. Это как-то связано с планами нового владельца «Севморзавода» Петра Порошенко? Ходят слухи, что он хочет снести предприятие и устроить яхтинг.

Валерий Саратов: По «Севморзаводу» сейчас ходят даже не слухи, а слухи о слухах. Пока никаких идей по этому предприятию серьезно не обсуждается. Я встречался с руководителем «Севморзавода». Он потихонечку наращивает судоремонт. Понятно, что не в тех объемах, которых бы нам хотелось, но он строит планы по развитию завода. Я просто всегда говорил и говорю: если в Севастополе база двух флотов, то нужна ремонтная база. Желательно, чтобы это был «Севморзавод». Просто там соответствующие доки и стенки. Пока видимо в связи с состоянием экономики двух государств этот вопрос не решается. Но я надеюсь, что если сегодня начнется серьезный разговор по флотам, он решится.

О строительстве международного аэропорта «Бельбек»

«Новый Регион»: Много разговоров о создании международного аэропорта «Бельбек». В свое время Затулин говорил о том, что туда придут россияне. Сейчас вы ведете переговоры с британской фирмой. Чьи же инвестиции зайдут на Бельбек?

Валерий Саратов: Про Бельбек решение до конца не принято. На совещании, которое проводил вице-премьер Борис Колесников, было отмечено, что государство намерено развивать аэропорты. Прозвучало намерение 40 млн. грн. вложить в наш аэропорт: в реконструкцию полосы и закупку новых приборов навигации. Все остальные вопросы пока носят характер предварительный. Много заявок. Я, работая в горсовете, раз 10 вел серьезные переговоры, но все они носили совершенно предварительный характер. Я согласен с тем, что сегодня говорит государство: аэропорт должен выглядеть достойно, потому что он принимает президентов разных стран. Принимает пассажиров – в этом году были рейсы и в Киев, и в Москву, и в Днепропетровск. В этом проекте главным участником будет государство Украина. Потому что ему принадлежит аэропорт и взлетно-посадочная полоса. Частному инвестору – только небольшое помещение, которое мы называем аэровокзалом. Поэтому, прежде чем что-нибудь подписывать, Севастополь должен будет подойти к собственнику в лице государства и сказать: мы наработали инвестиционный проект, просим вашего согласия.

«Новый Регион»: Какой инвестор охотнее заходит в регион: российский, зарубежный, внутренний украинский?

Валерий Саратов: Давайте посмотрим на двух конкретных проектах, которые двигаются. Первый – это тепловые насосы. Инициатива была наша, а инвестиции будут японские, потому что это деньги Киотского протокола. Второй проект – это наш стадион, в который вкладывает деньги «Смарт-холдинг», где на паевых началах участвуют российский и украинский капитал. По моим оценкам, самым мощным инвестором пока будет оставаться государство Украина. Тройка лидеров: государство, украинцы и украинско-российский капитал. Происхождение денег не имеет для нас значения. Мы готовы работать со всеми, лишь бы это соответствовало интересам города Севастополя.

Об отставке Лужкова и почетном гражданине Севастополя Кучме

«Новый Регион»: Серьезным инвестором, вкладывавшим деньги в Севастополь последние годы, было правительство Москвы. Как вы считаете, изменится ли ситуация после отставки Лужкова. Появятся ли в Севастополе новые «московские» дома?

Валерий Саратов: Мне иногда пеняют за то, что в Севастополе так любят Лужкова. Любят за то, что он реально улучшал жизнь людей, которые живут в Севастополе. Севастопольцы – объективные люди, говорят: «большое спасибо Юрию Михайловичу». Но Лужков, в основном, нам помогал, когда не были приняты бюджетные кодексы Украиной и Россией. Сегодня строительство жилья для военнослужащих – это задача бюджета России. Я скажу откровенно, бюджет Москвы помогать военнослужащим, по большому счету, не должен. Это должно делать государство. А наша задача – налаживать отношения между городами. Последнее время Юрий Михайлович помогал проводить конференции, передавал проектную документацию, продолжается работа по созданию памятника Пушкину. Я сегодня горжусь тем, что у нас подписан договор о сотрудничестве и с Москвой, и с Киевом. Мы встречаемся с гражданскими властями тех регионов, которые шефствуют над российским флотом и над украинскими. Миссия Севастополя – всячески крепить отношения Украины и России.

«Новый Регион»: Вы поддержите инициативу присвоить Лужкову звание почетного гражданина Севастополя?

Валерий Саратов: В городе есть четкий порядок рассмотрения документов о присвоении звания Почетного гражданина города Севастополя. Решение принимают ветераны и самые заслуженные граждане нашего города. И я горжусь тем, что мы присвоили звание почетных граждан очень достойным людям. Я вам напомню, что это Сергей Романович Булах, который работал директором гослесзага 25 лет и посадил 11 тыс. гектаров леса, Анатолий Матвеевич Филиппов, который почти 30 лет руководил Инкерманским заводом марочных вин, Евгений Васильевич Генералов, который был мэром Севастополя 10 лет. Если подадут документ на Юрия Михайловича, то этот вопрос будет рассматривать наша комиссия. Присвоение звания происходит раз в год на день города 14 июня.

«Новый Регион»: Леонид Кучма тоже почетный гражданин Севастополя…

Валерий Саратов: Это было решение предыдущего состава совета. Насколько я знаю, Совет принял это решение за восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Ссылки по теме:

Лидер русских сил Крыма Сергей Аксенов в интервью «НР»: «Дана команда нас задушить» /// «Русское единство» вооружает активистов диктофонами и антикоррупционной программой >>>

Нардеп от БЮТ Андрей Сенченко: «Макеевскую орду поразила слабость крымской политической элиты» /// Интервью РИА «Новый Регион» с лидером крымской «Батькивщины» >>>

Лев Миримский: «Останавливаться не собираюсь» /// Интервью с лидером партии «Союз» Львом Миримским >>>

Леонид Грач: «Макеевский» – это уже даже не ругательство, это трагедия! /// Интервью с лидером крымских коммунистов Леонидом Грачом >>>

Москва – Севастополь – Симферополь, Елена Острякова

Москва – Севастополь – Симферополь. Другие новости 04.10.10

Лужкову предложили возглавить Партию пенсионеров. / Хмара требует от СБУ разобраться с Миримским за приглашение Лужкову работать премьером Крыма. «Вся эта шпана и банда не имеет права на такие заявления». / Крымские коммунисты объявили сбор средств на войну против Януковича и его ставленника Джарты. «Выборы 31 октября – наш Крымский Сталинград, как битва с фашистскими ордами». Читать дальше

© 2010, «Новый Регион – Севастополь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках