Ностальгия по СССР – от плановой экономики до политической системы – тщательно культивировалась в последние годы и породила странный эффект в умах жителей России. По результатами опросов Левада-центра, более трети граждан называют «лучшей» однопартийную советскую систему, а более половины выбирают плановую экономику. При этом еще треть опрошенных желает жить «как на Западе», с ощущением растущего материального благосостояния. Компромисс находится в общей мечте большинства о государстве «с совершенно особым устройством и своим путем развития». Что служит прекрасным оправданием бездеятельности и конформизма, замечают политологи.
В конце января Левада-центр провел опрос в 45 регионах страны о предпочтениях граждан РФ среди политических и экономических систем. Кроме того, изучался вопрос, что именно жители страны понимают под «особом российском пути развития». Как показали исследования, спустя 20 после распада СССР треть общества (33%) считает «лучшей» советскую политическую систему. Западный демократический вариант выбрали 23%, а предпочли сегодняшнее устройство страны явное меньшинство – 19%. Еще 24% выбрали либо альтернативные варианты, не предусмотренные опросом, либо не смогли определиться с предпочтениями.
Еще больше число участников исследования «проголосовало» за советский тип экономики, основанный на государственном планировании и распределении. Этот вариант выбрали 51% опрошенных, и лишь 31% предпочли частную собственность и рыночные отношения.
При этом жить, как на Западе, хотят 30% опрошенных – эти люди хотели бы в будущем видеть свою страну «демократическим государством западного типа». А сторонников социалистического будущего «наподобие СССР» меньшинство – 23%. Основная часть (36%) мечтает о государстве «с совершенно особым устройством и своим путем развития». Мифология «особого пути» России и особых качеств русской души начала активизироваться в массовом сознании с середины 1990-х годов. В последние 10 лет, по данным социологических исследований, трое из пяти взрослых жителей страны регулярно соглашаются с мнением, что страна должна идти по особому пути, отличающему ее от других государств... В итоге большинство граждан парадоксально тоскует по советской системе, но мечтает «жить лучше» Политологи прокомментировали эту позицию как инфантилизм и нежелание большинства меняться.
Ответ на вопрос о будущем страны говорит лишь что при всем нашем недовольстве сами мы меняться не хотим, – говорится в статье эксперта Левада-центра Бориса Дубина, обнародованной на Polit.ru: «Отчасти это сложилось исторически как реакция на вызовы СССР – мы хотим видеть свою страну великой и мощной державой, которую побаиваются соседи, а отчасти это спровоцировано нынешней политикой государства, поддерживающей этот коллективный миф. Это довольно сложная штука, но, так или иначе, опросы показывают, что абсолютное большинство из нас, желая идти «особым путем», подразумевают, что в России люди другие, ценности и нормы другие, отношения с властью другие, поэтому сами мы можем не меняться».
Значимость и неизбежность адаптации к социальному и культурному разнообразию, элементам «западного» и «всеобщего» в деятельности социальных институтов, в повседневном обиходе, жители России признают, говорит социолог. В 1994 и 2003 годах до 60% опрошенных соглашались с тем, что «рано или поздно Россия пойдет по пути, общему для всех цивилизованных стран». Но признают, как правило, в неопределенно-будущем залоге, что освобождает их от индивидуальной инициативы в настоящем, а значит, и от личной ответственности за будущее.
Как отмечает Борис Дубин, принятие данной ситуации входит в общераспространенные и считающиеся в социуме нормой представления о власти, по крайней мере – верховной. Если говорить о массовом воображении, массовой политической культуре, первые лица как бы наделены для массы сверхвластью, но не отвечают за употребление таких экстраординарных полномочий. Они не могут и не должны быть призваны к ответу, в лучшем случае, они отвечают (в последние годы это особенно относилось и относится сейчас к фигуре В. Путина) лишь за «хорошее», те или иные феномены улучшения отдельных сторон жизни, но никак не за недостатки и провалы системы.
Стремление к «невидимости», т. е. неконтролируемости, можно отнести к поведению и власти, и массы. Безответственности властей соответствует при этом безответность масс. Нежелание ни во что включаться и ни за что отвечать, ускользание от поднадзорности и контроля начальства – устойчивая тактика поведения обычного российского человека где бы то ни было, – уверен эксперт.
Существуют и более радикальные, и, мягко скажем, полемические мнения. Например, колумнист грузинского издания apsny.ge Тенгиз Аблотия прокомментировал результаты, полученные российскими социологами так: «Обратите внимание на любую страну-неудачника – то есть страну, которая долгое время никак не может организовать своему народу приличную жизнь, пребывает в постоянном мраке, коррупции, и беспределе. Могу дать вам 100%-ную гарантию – в этих странах все свои беды объясняют вмешательством коварных внешних сил (американских империалистов, еврейских банкиров, всемирных масонов, и т.д.), а свое преимущество над злобными угнетателями находят как раз в «высокой духовности», «альтернативном пути развития»...Поэтому у меня выработался рефлекс – если кто-то много говорит о духовности, об избранности нации, и т.д. – значит тут явно что-то не так. Доверять таким людям нельзя ни в коем случае».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 10.02.11
В Ялте молодой водитель из Херсона сбил ровесника Октябрьской революции. / В Челябинcкой области изъяли контрабандную водку и одежду. Груз перебрасывали через границу средствами ЮУЖД. / Горбачев: Путин пойдет на президентские выборы в 2018 году. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».