Сотрудники института психологии РАН на основе исследований 201-2013 годов вывели, что население России пугают крайности: «Одни и те же люди опасаются и застоя, и революции». «Люди разного возраста и благосостояния опасаются примерно одного и того же, а вот мечтают о разном. Это одна из причин того, что страхи – мощное орудие манипуляций массовым сознанием. Они мобилизуют и сплачивают нас сильнее, чем надежды» – рассказал эксперт в области психологии прогнозирования Тимофей Нестик в интервью агентству «Росбалт».
Данные исследования Института психологии РАН в целом совпадают с исследованиями, которые проводились в течение десятилетий «Левада-центром», «Ромиром» и ВЦИОМ.
«Людей больше всего тревожит вероятность застоя во всех сферах жизни, а также пугает перспектива революции и распада России как единого государства. На втором-третьем местах – опасения политических репрессий и дальнейшего роста коррупции в стране, экономические трудности, возможность войны с другими странами. Часто высказываются тревоги по поводу роста иммиграции, ксенофобии и межэтнических конфликтов; снижения доверия людей друг к другу и безразличия граждан к судьбе своей страны; потери Россией влияния на внешнеполитической арене; истощения ресурсов, ухудшения экологической обстановки и природных катастроф; криминализации общества, роста числа и масштабов терактов; демографического кризиса и вымирания местного населения», – рассказал старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат философских наук Тимофей Нестик.
То, что страхи сильнее сплачивают и мобилизуют население, успешно используется и бизнесом, и властями.
В частности, коллективные страхи используются для оправдания применения силы, для организации обвала на фондовом рынке и краха банков. Умело направляемое общество аккумулирует страхи: «Наблюдая за словами и действиями друг друга, мы находим все больше подтверждений своим ожиданиям и все больше опираемся на них в собственном поведении. Это относится и к политическим конфликтам, распространению агрессии в обществе. Благодаря электронным СМИ и социальным сетям этот эффект многократно усиливается», – отметил эксперт.
Публичные «страшилки» могут иметь и обратный эффект: «Публичное предсказание порождает в обществе действия, которые делают его осуществление невозможным. Похоже, этот эффект сказался на протестной активности и поведении властей в России после Болотной» – считает Тимофей Нестик.
Манипулирование страхами выгодно властям в краткосрочной перспективе. Но для развития бизнеса и даже для технического прогресса более эффективны положительные прогнозы.
«Положительные прогнозы подстегивают не только активность инвесторов и потребителей, но и ускоряют технологические инновации. Самореализующиеся пророчества работают и здесь. Посмотрите на последствия закона Гордона Мура, согласно которому мощность процессоров должна удваиваться каждые 2 года. На самом деле скорость этого удвоения возрастает. Как только высокотехнологические компании стали закладывать этот закон в свои стратегии, конкуренция за скорость усилилась, и темпы технологического роста – тоже», – отметил ученый.
По мнению научного сотрудника РАН, пессимизм в отношении будущего – один из признаков ослабления культуры, начиная с ранних ближневосточных цивилизаций и античности. Две мировые войны XX века сформировали в обществе негативный образ будущего. Даже в поп-культуре на смену утопическим картинам пришли постапокалиптические сценарии.
«Всплеск технологического оптимизма 1950 – 1960-х гг. был тут же погашен гонкой вооружений на все последующие 40 лет. К счастью, сегодня опросы показывают, что картина отдаленного будущего в массовом сознании более сложна, чем принято было ожидать», – отмечает Нестик.
Современные представления о будущем, по версии Нестика, отличаются сочетанием тревоги и надежды. Особенно заметно это проявилось после 11 сентября 2001 года: к власти в США и части европейских стран пришли харизматичные руководители, которые в манипуляциях с электоратом сознательно сгущали краски, а затем указывали «путь к спасению».
Такой путь может быть опасен возвращением к шаблонам прошлого века. «Внушенная лидерами уверенность в будущем очень опасна, особенно если из диалога были исключены ключевые заинтересованные стороны. В таких случаях право обсуждать будущее узурпируется определенной частью элиты, а само будущее становится безальтернативным и теряет притягательность. Именно это произошло в XX веке с верой в светлое будущее, нещадно эксплуатируемой тоталитарными режимами», – отметил ученый.
Москва. Другие новости 02.04.14
Тротуары в Екатеринбурге посыпают мелкой щебенкой (ФОТО). / Весенний призыв: срочников отправят служить с электронной картой и щипчиками для ногтей. / Водителей в России будут штрафовать за медленную езду. Читать дальше
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».