Ровно год назад Россия официально признала независимость Южной Осетии и Грузии. Вопреки ожиданиям Москвы за ней пока последовала только Никарагуа, да и та еще не ратифицировала решение о признании кавказских республик. Главный итог пятидневной войны для России – то, что вместо российских миротворцев в республиках появились постоянные воинские контингенты, пишет газета «Время новостей». За год признание независимости республик повредило внешней политике Москвы – от России стали дистанцироваться некоторые кавказские соседи, а сепаратисты на Северном Кавказе получили сигнал к действию. Грузия к годовщине признания обвинила Россию в разграблении природных ресурсов Абхазии и призвала абхазский народ встать на защиту заповедных мест.
Признав республики 26 августа прошлого года, Москва взяла их под свою военную опеку. Раньше Россия держала в Южной Осетии батальон из 500 «голубых касок», в Абхазии – 1500-2000 миротворцев. Теперь Москве позволено строить там военные базы и держать контингент численностью 3800 человек на каждой из территорий.
Появление такого «буфера», по мнению российских стратегов, важно на случай вступления Грузии в НАТО. Правда, нельзя не отметить, что границы России с действительными членами НАТО – Норвегией, Эстонией, Латвией, Литвой и Соединенными Штатами Америки – много лет остаются наиболее безопасными без всяких «буферных» конструкций, отмечает издание.
В условном плюсе у России – явный рост национального самосознания, вызванный «маленькой победоносной войной». Выросла и самоуверенность российской элиты.
Однако некоторые из плюсов оборачиваются минусами. Окончательно «закрыв» границы Южной Осетии и Абхазии с собственно Грузией, Россия надолго блокировала свое наземное сообщение с Южным Кавказом, где у нее есть не только ориентированная на Запад Грузия, но и союзная Армения. Путь в Россию через Азербайджан для Армении недоступен из-за карабахского конфликта. В связи с этим стране пришлось налаживать контакты с Турцией. Если эти контакты окончатся открытием заблокированной армяно-турецкой границы, это будет означать геополитический разворот Армении.
Признание Южной Осетии и Абхазии сильно встревожили Баку, у которого есть давняя проблема Карабаха.
В самой Грузии Россия не добилась ухода администрации Михаила Саакашвили ни военными средствами, ни косвенно в связи с ростом оппозиционных настроений после войны. Она, как и раньше, далека от любых возможностей контроля над грузинскими участками существующих и проектируемых трубопроводов из Центральной Азии в Турцию и Южную Европу, пишет газета.
На Северном Кавказе имиджевый эффект имел и обратную сторону. Признание двух бывших провинций Грузии оживило сепаратистские настроения в регионе.
Пока этнонационалисты Северного Кавказа выглядят конструктивным союзником Москвы на фоне набирающего популярность у молодежи «исламского интернационала». Но как только ситуация качнется в неблагоприятную для России сторону, национализм немедленно внесет свою лепту в копилку кавказской нестабильности, полагает издание.
В самих Южной Осетии и Абхазии, за которые Россия теперь отвечает, накопилось немало внутренних проблем. В Южной Осетии ситуация буквально с каждым днем становится все скандальнее: Москва обещает выделить на восстановление республики в общей сложности 25 млрд. руб. Но реально Минфин РФ не спешит переводить средства, опасаясь, что они могут быть израсходованы нецелевым образом. Выстроить эффективную схему контроля на месте Россия не может: любая попытка это сделать натыкается на напоминание Цхинвала о его суверенитете.
Тем временем накануне годовщины признания Южной Осетии и Абхазии Грузия предъявила России новую порцию претензий, обвинив Москву в «экологической оккупации».
«При полном игнорировании экологической безопасности для нужд строительства объектов Олимпиады в Сочи из Абхазии вывозятся инертные материалы, вырубаются леса, что может привести к экологической катастрофе», – говорится в заявлении грузинского МИДа.
Российское министерство природных ресурсов и экологии подготовило проект постановления правительства об организации экологического коридора, который объединит международно признанные заповедники России и Абхазии, говорится в документе. Речь идет о фактическом объединении к концу этого года в единую зону Тебердинского и Архызского заповедников в Зеленчукском и Урупском районах Карачаево-Черкесии. Сюда же предполагается включить прилегающие Кодорское ущелье и территорию вокруг уникального высокогорного озера Рица, сообщает «Независимая газета» со ссылкой на грузинские источники.
Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Гоги Хачидзе заявил, что, исходя из международного законодательства и опыта, Россия не имеет права присоединять грузинские заповедники к своим ни под каким, даже прогрессивным предлогом. «Это экологическая оккупация, в которую перешла военная оккупация», – считает он.
Хачидзе призвал абхазскую общественность реагировать на происходящее. «В отношении этих защищенных территорий имеет место колонизаторская политика. Вырубкой лесов и добычей инертных материалов экологии Абхазии будет нанесен непоправимый урон», – заявил министр.
По его мнению, если не сейчас, то очень скоро «и для абхазской стороны станет понятно, чем руководствуется российская власть».
Ссылка по теме:
Грузия угрожает сорвать Олимпиаду в Сочи >>>
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 26.08.09
Генштаб меняет производителя «Булавы». / Лидер «Родины» рассказал, почему его называют «Марадоной». / Украина и Молдавия примут участие в консультациях по приднестровскому урегулированию. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».